Шаляпина С.В. НОД "Гжельские мастера"

19.09.2022, 264 просмотра.

Тема: «Гжельские мастера» старший дошкольный возраст.

Воспитатель МАДОУ детский сад 155 г. Тюмени, Шаляпина С.В

видеоролик НОД "Гжельские мастера"

Цель: знакомство с традиционным русским художественным промыслом «Гжельская керамика» и освоение простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки, бордюры, капельки,мазки.).

Задачи:

Обучающая: Познакомить детей с историей возникновения народного художественного промысла, формировать умение различать и называть элементы узоров гжели (розочки, точки, полоски, сетки, волнистые дуги)

Обобщить знания детей о приемах пластилинографии, для создания нового цвета.

Развивающая: развивать память, мышление, творческое воображение, расширять словарный запас (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, и т. д; продолжать развивать технические умения детей – умело пользоваться приемами лепки (формировать умение рисовать элементы росписи пластилином).

Воспитательная: воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, воспитывать умение оценивать работу сверстников, воспитывать любовь к народному творчеству.

Предварительная работа: беседы о росписях, рисование по мотивам народных росписей (Городец, хохлома, дымковская роспись); загадывание загадок, чтение стихов.

Материал: посуда с гжельской росписью, Д/игра «Собери посуду» («Осколки разбитой» гжельской посуды, аудиозапись русских народных песен, образцы элементов гжельской росписи, пластилин, доска для лепки. Пластилин синий, белый, кисти, салфетки, картонные заготовки, белого цвета форме тарелочки.

 

 

Ход НОД:

1. Организационный момент

(звучит тихонько русская народная мелодия. Приглашаю ребят подойти ко мне поближе).

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся и пожелаем друг другу хорошего настроения! И пожелаем гостям хорошего настроения! Вот таких, красивых и улыбчивых я приглашаю сегодня на занятие. Дети, вы любите путешествовать? (Ответы детей)

2. Тема занятия

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Предупреждаю сразу, будет не только интересно, но и трудно. Итак, все готовы? А отправимся мы к

народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами, (дети рассаживаются, слушают сказку воспитателя и просматривают слайды)

3. Изучение нового.

Воспитатель: Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умелые, добрые и работящие люди. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали – думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить посуду, такую, какой свет не видывал. Слепили они чайник и чашки, блюдца, сахарницы. Дивная получилась посуда. Стали они думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по дома. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь – синева, высокое синее небо с белыми облаками, в вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер слепил чайник, другой кувшин (показ работ) Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая – её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись. А два века назад была открыта фабрика по производству посуды.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

На фабрике сначала из фарфоровой массы вручную делают такую посуду.

Затем мастера расписывают изделия вручную.

Каждый мастер расписывает свое изделие и ставит роспись.

Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре.

И получаются вот такие необыкновенные, яркие и звонкие изделия.

Гжельские узоры приятно рассматривать. Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье. Самый излюбленный узор – гжельская роза. Посмотрите, как красиво!

Чем отличается гжель? Да прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получается роспись!

А теперь, ребята, опишите элементы узора, как они расположены на изделии?

(кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки)

Воспитатель: Понравилась вам сине – голубая сказка? (Ответы детей). Так почему она так называется? Ребята, кто догадался, о каком промысле это сказка? (Ответы-рассуждения детей)

- из чего гжельские мастера делают свои изделия? (из глины) .

Воспитатель: да, ребята, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор.

- какие изделия делали мастера из глины? - (посуда, различные фигурки)

-Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (синюю)

- Каким узором украшают мастера свои изделия? - показ демонстрационных изображений элементов Гжели (широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька)

4. Физминутка.

Наши синие цветы распустили лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки.

Проблемная ситуация (Мотивация, закрепление нового)

Воспитатель: Ребята, сегодня я хотела принести и показать вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад, (показываю осколки)

- Как вы думаете, из чего она была сделана?

- Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? (Ответы –рассуждения детей- конечно нет, только бы роспись пострадала.

- А металлическая? (показ)

- А пластиковая посуда?

- А стеклянная? Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее. Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины, (ответы детей)

Вывод:

- А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.

- А как вы думаете, такая посуда может разбиться? Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались.

Дидактическая игра «Сложи картинку» (работа в группах)

Давайте сложим картинку, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось. Итак, как называется посуда, которую вы сложили? Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась.

Осталась посуда, которую мастера не успели разрисовать. Это белые блюдца. Ребята а мы можем помочь мастерам и разрисовать посуду? Да. Рисовать мы будем необычным способом-пластилинам, вам это техника пластилинография уже знакома.

Воспитатель: сегодня я предлагаю вам стать гжельскими мастерами (закройте глазки представьте) согласны? и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.

- Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? (нет голубой)

- Верно, не хватает пластилина голубого цвета. Что мы будем делать? (смешаем синий и белый)

- Правильно, смешаем пластилин белую и немного синей.

5. Показ. Ребята, я покажу вам, как можно передать элементы узора на картоне с помощью пластилина. Заготавливаю комочки маленького пластилина двух цветов и раскладываю по краю блюдца парами во внутрь голубой и белый.                                                                                                      Рисую» –  большим пальцем руки растягивая пластилин в одном направлении. Получаются «мазки». А как сделать, чтобы получилась тонкая полоска для веточки?  (ответы детей).                           Подтверждение: Тонкие полосы получаются, когда раскатываем пластилин приемом вперед-назад одной рукой, тонкий столбик. А листочки веточки «рисуем», методом растягивания двух кусочков голубого и белого цвета, которые располагаем по длине веточки.

7. Практическая часть. Давайте почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами и создадим в роспись украшая блюдце. Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Звучит песня «Незабудковая Гжель»

Воспитатель: Но прежде чем мы приступим к работе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

«В гости»

В гости к пальчику большому

(Большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак.)

В соответствии с текстом разгибать поочерёдно пальцы.

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя!

(Сжать пальчики в кулак и разжать их.)

(Во время самостоятельной работы держу в поле зрения всех детей, помогаю затрудняющимся в создании композиции, слежу за осанкой.)

Воспитатель: заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом

посмотрим ваши рисунки.

- Ребята мы с вами были сегодня и мастерами по росписи посуды.

- Вам понравилось? (да)

- Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получились, она засветилась и окончательно стала нежной, красивой. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!

- Какие узоры в росписи вы использовали? (точки, линии , тонкие, длинные, короткие, маски.)

- А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? (гжельские)

- Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут? (Гжели)

Итог: Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему? Мы с вами узнали новый вид промысла – гжельская роспись.

- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

- Что особенного в этой работе?

- Чем отличается от других эта работа?

Выбирают понравившуюся работу, обосновывают выбор.

8. Рефлексия. Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это при том, что в росписи использовался всего один цвет – синий. А из чего делают гжельскую посуду? Вот и закончилась наша экскурсия. Вам понравилось? Спасибо вам, оцените свою работу на занятии.

Воспитатель (читаю стих) :

- Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

 

Уважаемые родители (законные представители)!

Прием граждан по личным вопросам и в целях подачи заявления для предоставления муниципальной услуги (постановка ребенка на очередь) осуществляется каждый вторник 14.00-19.00, четверг 14.00-17.00 по телефону 69-19-73, по адресу ул. Беловежская д.11. Заведующий: Ю.В.Коростелева

Фотоальбом
Мини-музей "Старинная новогодняя игрушка". Группа "Ёлочка"
Встреча со Снеговиком группы "Пчелки" корпус 1
Встреча со Снеговиком группы "Солнышко" корпус 1
Встреча со Снеговиком группы "Солнышко" корпус 2
Квест  "Елочные украшения" в группе "Ёлочка" корпус 2
Квест  "Елочные украшения" в группе "Ромашка" корпус 2
Квест  "Елочные украшения" в группе "Цветочки" корпус 1
Квест  "Елочные украшения" в группе "Ягодка" корпус 2
Осенний праздник в группе "Радуга" октябрь 2019
День Нептуна июль 2019
Сюжетно-ролевая игра "Салон красоты У Нюши"
8 марта 2019.Группа "Ромашка" 2 корпус
8 марта 2019. Группа "Елочка" 2 корпус
8 марта. Группа "Радуга" 2 корпус
Смотр строя и песни

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!