Многофункциональное развивающее пособие «Разноцветная семейка». Городничева А.В.
Цель: Развивать познавательно-речевые навыки у детей 4-7 лет через игры.
Дидактические задачи:
1. Развитие мелкой моторики.
2. Развитие сенсорных навыков.
3. Развитие пространственной ориентировки.
4. Способствование развитию количественного счёта в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
5. Закрепление представлений о длине и цвете.
6. Развитие длительного речевого выдоха.
7. Закрепление навыков звукового анализа, умение различать согласные звуки по глухости и звонкости, твердости и мягкости.
8. Закрепление умений детей определять место звука в слове (начало, середина, конец)
9. Обучение анализу и конструированию предложений.
10. Упражнение в согласовании числительных с существительными.
11. Упражнение в согласовании прилагательных с существительными.
12. Обогащение словарного запаса.
13. Развитие связной речи.
Описание игры
Пособие состоит из семьи гусениц (10 гусениц разных цветов и длины и 4 дополнительных). Каждая гусеница имеет свои функции, гусеница №1,2 и еще 2 такие гусеницы используются для определения местоположения звука в словах. Гусеница №3 со знаком ударения, №4 маленькие слова для конструирования предложений,№5 гласные звуки,№6 мягкие согласные звуки ,№7 твердые согласные звуки,№8 слоги для слогового анализа, №9 для развития дыхания,№10для развития мелкой моторики ,4 длинных сегмента – длинные слова для конструирования предложений.
«Ты загадку отгадай-быстрей гусеницу собирай»
Задачи: развивать умение составлять рассказ-описание по предметной картинке, закреплять умение отгадывать загадки, развивать мышление, воображение, речь, мелкую моторику.
Материалы: набор предметных картинок 9-12 ш (в зависимости от количества участников игры)., три гусеницы, каждая с тремя брюшками.
Содержание игры: В игре участвует 4 -6 человек. Выбирается ведущий, у которого набор предметных картинок и набор брюшек от гусениц. У каждого из игроков находится голова гусеницы, которую они будут собирать. Ведущий составляет рассказ-описание по предметной картинке. Игроки слушают. Кто отгадает загадку, тому выдаётся брюшко от его гусеницы по цвету. Выигрывает тот, кто первый соберёт гусеницу.
«Собери гусениц»
Задачи:развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, умение различать и называть цвета.
Материалы: гусеницы всех цветов.
Собери гусеницу какого-либо цвета, соединяя брюшки. Гусеницу какого цвета ты собрал?
«Длинная и короткая»
Задачи: закреплять представления о длине и цвете, пополнять словарный запас («самая длинная», «самая короткая»).
Материалы: гусеницы всех цветов.
Найди и покажи самую длинную (короткую) гусеницу. Какого она цвета?
«Найди листочек»
Задачи: развивать мелкую моторику, учить соотносить предметы по размеру.
Материалы: гусеницы всех цветов, листья.
Для каждой гусеницы найди листочек соответствующего размера.
«А ну-ка, посчитай»
Задачи: закреплять навык количественного счёта в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
Материалы: гусеницы всех цветов.
Возьми всех гусениц и разложи их по порядку от самой короткой до самой длинной. Посчитай, сколько всего гусениц. Попробуй посчитать в обратном направлении.
«Посмотри и запомни»
Задачи: закреплять навык порядкового счёта, развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.
Материалы: гусеницы любых пяти цветов.
Выложи перед собой пять гусениц слева направо. Внимательно посмотри на них одну минуту. Закрой глаза. Попробуй назвать по порядку, гусеницы каких цветов лежат на столе. Открой глаза и проверь.
Задачи: закреплять навык порядкового счета, развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.
Материалы: гусеницы пяти цветов.
Выложи перед собой пять гусениц слева направо. Внимательно посмотри на них одну минуту. Закрой глаза. Открой глаза и посмотри, что изменилось. Гусеницы какого цвета не стало? Гусеница какого цвета появилась?
«Собирай и называй»
Задачи: развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие, память, мышление, речь, умение различать цвета.
Материалы: красная, желтая, синяя, розовая, оранжевая, зеленая гусеницы.
Положи перед собой красную, желтую, синюю, розовую, оранжевую и зеленую гусениц. Какие гусеницы лежат слева от розовой гусеницы, а какие – справа? Гусеница какого цвета лежит между желтой гусеницей и розовой? (И т.п.)
«Подружи гусеницу с бабочками»
Задачи: развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве, умение различать цвета.
Материалы: голубая гусеница, листочек по размеру, бабочки.
Собери гусеницу голубого цвета и посади ее на листочек. Справа от гусеницы посади красную бабочку, а слева жёлтую божью коровку.
«Девочки и мальчики»
Задачи: закреплять навык порядкового счета, развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.
Материалы: основная семья гусениц (10 штук), листья.
Разложи гусениц по листочкам. Посмотри на них внимательно. Закрой глаза. Скажи, сколько гусениц – девочек? Сколько гусениц – мальчиков? Каких они цветов?
«Наряди гусениц»
Задачи: развивать мелкую моторику, умение соотносить предметы по размеру, закреплять навык порядкового счета.
Материалы: гусеница со шнурочками, несколько листьев.
Собери гусеницу со шнурочками и завяжи на каждом брюшке бантик. Найди листик и посади на него гусеницу.
«Собери и подуй»
Задачи: развивать длительный речевой выдох, мелкую моторику.
Материалы: оранжевая гусеница с цветочками – вертушками.
Собери гусеницу оранжевого цвета и подуй на цветочки-вертушки.
Следите за тем, чтобы ребенок производил выдох через рот. Выдох должен быть плавным, длительным, вдох – спокойным, через нос.
«Слышу – собираю»
Задачи: развивать фонематический слух, мелкую моторику.
Материалы: красная, зеленая, синяя гусеницы.
Собирай гусеницу из брюшек, когда услышишь звук: один звук – одно брюшко. Собираем красную гусеницу, если заданный звук гласный; зеленую гусеницу – если звук мягкий согласный; синюю гусеницу – если звук твердый согласный.
Учимся выделять звук на фоне других звуков, на фоне слогов, на фоне слов.
«Картинки для гусениц»
Задачи: учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.
Материалы: синяя и зеленая гусеницы, картинки со звуками С и СЬ.
Собери синюю и зеленую гусениц. Раздай им картинки: бусы, рысь, лось, автобус, слон, василек, сережки. Синей гусенице дай картинки со звуком С, а зеленой гусенице – со звуком СЬ
Задачи: учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Материалы: три гусеницы с божьими коровками, картинки.
Вариант 1. Ребенок берет картинку, определяет место взвука в слове и сажает божью коровку на нужное брюшко.
Вариант 2. Взрослый предлагает три схемы из брюшек гусениц с божьими коровками (в начале, середине и конце слова) и картинки с определенным звуком. Ребенок раскладывает картинки под схемами в соответствии с местоположением данного звука.
«Составь схему»
Задачи: закреплять навыки звукового анализа, умение различать согласные звуки по глухости и звонкости, твердости и мягкости; развивать мелкую моторику.
Материалы: красная, синяя и зеленая гусеницы, слово-картинка для звукового анализа.
Вариант 1. Составь звуковую схему слова «роза» из брюшек гусениц: красное брюшко – гласный звук, синее брюшко – твердый согласный звук, зеленое5 брюшко – мягкий согласный звук. Определи согласные, глухие или звонкие, подбери нужные брюшки. Посчитай, сколько звуков в слове. Обозначь их буквами.
Вариант 2. Взрослый предлагает ребенку 2 готовые схемы из брюшек гусениц. Ребенок должен разложить картинки под схемами.
«Раз, два, три – слова на слоги подели»
Задачи: развивать мелкую моторику, слоговой анализ, умение определять ударный слог.
Материалы: розовая гусеница (ее брюшки – это слоги), желтая гусеница (ее брюшки – это ударные слоги), картинки.
Вариант 1. Взрослый предлагает детям картинки. Дети делят слова на слоги и собирают схемы из брюшек. При знакомстве детей с ударением дополнительно используем желтую гусеницу, ее брюшки со знаком ударения – ударные слоги.
Вариант 2. Взрослый предлагает детям готовые слоговые схемы (сначала без ударения, затем с ударением) и картинки. Дети делят слова на слоги и раскладывают картинки под схемами.
«Посчитай»
Задачи: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Материалы: основная семья гусениц (10 штук).
Посчитай гусениц от одной до десяти: одна гусеница, две гусеницы … десять гусениц.
Посчитай брюшки гусениц: одно брюшко, два брюшка … десять брюшек.
Посчитай бантики: один бантик, два бантика … десять бантиков.
«Какой? Какая? Какое?»
Задачи: упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
Материалы: основная семья гусениц (10 штук).
Гусеница какая? (Красная.) Голова какая? (Круглая.) Брюшко какое? (Овальное.) Бантик какой? (Желтый.) И т.д.
«А ну-ка, расскажи»
Задачи: развивать связную речь, фантазию, творческое воображение.
Материалы: основная семья гусениц (10 штук).
Возьми гусеницу, которая нравится тебе больше всех. Дай ей имя и расскажи о ней.
Уважаемые родители (законные представители)!
Прием граждан по личным вопросам и в целях подачи заявления для предоставления муниципальной услуги (постановка ребенка на очередь) осуществляется каждый вторник 14.00-19.00, четверг 14.00-17.00 по телефону 69-19-73, по адресу ул. Беловежская д.11. Заведующий: Ю.В.Коростелева