Блажицкая И.В. Мастер-класс для родителей «Подготовка к обучению грамоте»

29.10.2018, 504 просмотра.

Цель: повысить знания родителей о подготовке к обучению грамоте у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Задачи:

- обучить приемам выделения звуков из ряда звуков, слогов и слов; элементарного звуко-слогового анализа и синтеза;

- вовлечь в процесс совместной игровой деятельности с детьми в домашних условиях по подготовке к обучению грамоте.

Ход

Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Как вы думаете, что должно входить в подготовку к обучению грамоте? (Ответы родителей.) Обычно подготовка начинается лишь по достижении ребенком 5-6 летнего возраста, то есть почти на пороге школы. Нам хотелось бы рассмотреть вопрос о готовности ребенка к школе с точки зрения логопеда, которому постоянно приходится заниматься далеко непростым делом выравнивания «огрехов» такой подготовки.

Дети с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте обычно выделяются среди своих сверстников, по мнению родителей, тем, что не выговаривают некоторые звуки, и поэтому не вызывают у них особой тревоги. Однако с началом школьного обучения часто обнаруживается полная несостоятельность этих детей. Они с трудом овладевают грамотой, пишут со специфическими ошибками, не успевают за темпом работы класса и очень скоро попадают в разряд неуспевающих.

Для таких детей совершенно необходима разносторонняя, систематическая и своевременно начатая подготовка к школе. Поэтому очень важно выявить их еще в дошкольном возрасте и как можно раньше начать с ними целенаправленную работу.

Для успешного овладения процессами чтения и письма ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте. К их числу относятся следующие:

• развитая слуховая функция;

• достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений;

• хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом грамматическим строем, связной речью);

• развитая тонкая ручная моторика.

Приближается к концу наш первый год пребывания коррекционной работы. На сегодняшний день у детей есть достаточный запас достижений и имеются определенные трудности. Сегодня мы поговорим о подготовке к обучению грамоте в рамках программы среднего дошкольного возраста. Исходя из ваших вопросов, возникших в результате выполнения домашних рекомендаций учителя-логопеда, мы решили провести вместе с вами практическое мероприятие с целью демонстрации коррекционных приемов.

Для того, чтобы усвоить буквы, ребенок прежде всего должен уметь хорошо различать на слух все речевые звуки, не смешивая их друг с другом. Только при этом условии он сможет прочно связать между собой определенный акустический образ каждого речевого звука с вполне определенным зрительным образом буквы.

Ребенок должен слышать звук вначале слова, в конце слова, находить место звука в слове, осуществлять звуковой анализ и синтез слов, различать акустически близкие звуки.

Я хочу предложить вам игры и упражнения.

1. Дидактическая игра «Поймай звук».

- Из ряда звуков выделите звук [п] и хлопните (поймайте) в ладоши: а, о, п, н, к, и, п, у …

- Из ряда слогов выделите звук [у] и топните ногой: на, ту, ки, ну, до.

- Повторить за мной только те слова, которые начинаются со звука [а]: Оля, Аля, Ася, Ося, Инна, Анна, остров, астра, аптека, оптика, асы, осы, утка, атака, урна, арка.

2. Дидактическая игра «Найди первый звук».

(Вы тянете первый звук, а остальные звуки – нет. Потом ребенок повторяет так же и находит первый длинный звук.)

А-а-азбука, у-у-уши, а-a-aист, у-у-усики …

3. Дидактическая игра «Найди последний звук».

(Вы тянете последний звук, а остальные звуки – нет. Потом ребенок повторяет так же и находит последний длинный звук.)

Окно-о-о, цветы-ы-ы, папа-а-а, вода-а-а …

4. Звуковой анализ слов: ау, уа

Сначала ребенок протяжно произносит слово. Потом вы спрашиваете:

Какой звук первый? (А)

Какой звук второй? (У)

Сколько всего звуков в слове? (Два звука)

5. Дидактическая игра «Сложи звуки»

Представьте, что я кидаю вам на каждую ладошку по звуку (А, В). Поймали? А теперь сложите звуки вместе с ладошками (хлопком). Что получилось? Ав. Кто так звуки подает? Собака.

А,В = АВ; А,У = АУ; И,А = ИА

6. Дидактическая игра «Телеграф»

Предложите ребенку отхлопать слова, произнесенные по частям.

Ма-ма, па-па, ня-ня, дя-дя, тё-тя …

7. Дидактическая игра «Конец слова за тобой»

Предложите ребенку добавить «та» к вашему слогу (хлопком по вашей ладошке). Послушайте вместе, что получится.

Но + та = нота

Ва + та = вата

Ха + та = хата

Мя + та = мята

Фа + та = фата

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки. Если в результате ознакомления с этой информацией вам стало ясно, что у вашего ребенка или внука имеются какие-то проблемы, то не нужно особенно огорчаться и тем более отчаиваться. Не теряйте больше ни одного дня драгоценного времени и постарайтесь, по возможности, сформировать у вашего ребенка все те необходимые предпосылки для овладения школьными навыками, которые помогут ему в дальнейшем успешно обучаться в школе. А мы всегда готовы к сотрудничеству с вами.

 

Воспитатель: Блажицкая И.В.

 

Ссылка на проведенный мастер-класс

Уважаемые родители (законные представители)!

Прием граждан по личным вопросам и в целях подачи заявления для предоставления муниципальной услуги (постановка ребенка на очередь) осуществляется каждый вторник 14.00-19.00, четверг 14.00-17.00 по телефону 69-19-73, по адресу ул. Беловежская д.11. Заведующий: Ю.В.Коростелева

Фотоальбом
Мини-музей "Старинная новогодняя игрушка". Группа "Ёлочка"
Встреча со Снеговиком группы "Пчелки" корпус 1
Встреча со Снеговиком группы "Солнышко" корпус 1
Встреча со Снеговиком группы "Солнышко" корпус 2
Квест  "Елочные украшения" в группе "Ёлочка" корпус 2
Квест  "Елочные украшения" в группе "Ромашка" корпус 2
Квест  "Елочные украшения" в группе "Цветочки" корпус 1
Квест  "Елочные украшения" в группе "Ягодка" корпус 2
Осенний праздник в группе "Радуга" октябрь 2019
День Нептуна июль 2019
Сюжетно-ролевая игра "Салон красоты У Нюши"
8 марта 2019.Группа "Ромашка" 2 корпус
8 марта 2019. Группа "Елочка" 2 корпус
8 марта. Группа "Радуга" 2 корпус
Смотр строя и песни

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!