Можно или нельзя: как правильно запрещать что-то детям?
Проблема запретов – очень важная составляющая воспитательного процесса. «Не шуми!», «Не балуйся!», «Не лезь!», «Не бери в рот!» ... Порой запретов слишком много, они буквально задавливают ребенка.
«Нужны ли запреты детям?». Однозначно «Да!»: таким образом родители расставляют границы и обеспечивают малышам безопасность. НО их не должно быть слишком много. Зачастую запреты появляются под влиянием желания родителей выглядеть хорошо в глазах общества. Яркий тому пример «Не жадничай!». По большому же счету, НЕЛЬЗЯ делать только то, что причинит ВРЕД ребенку и окружающим, все остальное МОЖНО!!! Родителям ВАЖНО знать, что, если мы что-то ребенку запрещаем, мы всегда должны объяснить ему ПОЧЕМУ (рассказать о последствиях его непослушания в этом вопросе).
Так как же найти баланс? Итак,
1. Запретов не должно быть много: стоит подумать, так ли важно то, что вы запрещаете ребенку (если запретов будет слишком много, это грозит тем, что у ребенка начнется внутренний протест (на подсознательном уровне), и он станет делать все против запретов взрослых (как мы привыкли считать назло).
2. В отношении запретов родители должны быть едины: обстоятельства, когда один родитель что-то запрещает, а другой это разрешает, абсолютно недопустимы (таким образом родители могут спровоцировать у ребенка формирование серьезных поведенческих нарушений).
3. Нельзя – значит нельзя! Никакие уговоры, крики и даже истерики не должны повлиять на запрет взрослых (и, если в вашей семье установлен запрет на гаджеты для ребенка, это значит, что НЕЛЬЗЯ давать ребенку телефон, когда это удобно родителям!).
4. Не стоит ссылаться на мнение общественности при установке запрета: взрослому общественные ограничения кажутся естественными, НО, если акцентировать на этом внимание ребенка, может привести к тому, что он будет склонен к конформизму в будущем (будет слишком зависим от общественных оценок и чужого мнения).
Если учитывать при воспитании ребенка эти несложные советы, можно предотвратить появление многих поведенческих нарушений у ребенка, четко сформировать у ребенка личностные границы (и границы безопасности в том числе), и быть более уверенным в том, что ваш ребенок, став школьником, будет иметь свое мнение о том, что плохо, а что хорошо.
Информацию подготовила:
педагог - психолог Ксения Алексеевна Столярова
Уважаемые родители (законные представители)!
Прием граждан по личным вопросам и в целях подачи заявления для предоставления муниципальной услуги (постановка ребенка на очередь) осуществляется каждый вторник 14.00-19.00, четверг 14.00-17.00 по телефону 69-19-73, по адресу ул. Беловежская д.11. Заведующий: Ю.В.Коростелева