Как помочь ребенку ориентироваться в мире познания?
Как помочь ребенку ориентироваться
в мире познания?
Ребенка окружает огромный мир предметов-вещей, явлений и знаков, с которыми они постоянно вступают в контакт: узнают, сравнивают, вспоминают, действуют.
Дети не рождаются с тем опытом, который есть у нас - взрослых.
Задача родителей - помочь ребенку познавать окружающий мир и ориентироваться в нем. Мы с вами не задумываемся, когда пользуемся теми или иными предметами-вещами, рассуждаем о различных классификациях, опираясь на понятия «мебель», «обувь» и т. д. А детям дошкольного возраста только предстоит в этом разобраться. Вот тут нам и пригодятся картинки-знаки.
А зачем нужно, чтобы ребенок в старшем дошкольном возрасте пользовался картинками-знаками? Уважаемые родители! Конечно же, вы все хотите, чтобы
ребенок знал буквы и умел составлять из них слова, то есть умел читать и писать. Но ведь чтение — это не просто «сканирование» букв и знаков.
В процессе чтения для ребенка-дошкольника раскрывается смысл слов, предложений. В его голове всплывают образы.
Оказывается, что научить ребенка понимать человеческую речь, постигать смысл текстов намного сложнее, чем просто узнавать знаки-буквы.
Именно для того, чтобы дети познавали закономерности, связи и отношения, чтобы у ребенка складывался правильный образ мира, и используют
графические знаки-символы. Задумайтесь, какими символами мы пользуемся в повседневной жизни? Например, дорожные знаки.
Как много конкретной информации содержится в них! А теперь представьте, что эта информация будет написана буквами. Удобно? Конечно же, нет.
Секрет развития способностей ребенка и познания окружающего мира заключается в процессе создания знаков-картинок.
Советы родителям, как организовать семейный досуг, при котором ребенок овладевает знаками и символами:
На улице обратите внимание на знаки, соответствующие разным объектам (аптеке, овощному магазину, кафе и т. д.).
Дома попробуйте их нарисовать;
Если в Вашей семье есть автомобилисты, попросите у них дорожные карты.
Рассматривайте их и «читайте» с ребенком.
Задавайте вопросы: как ты думаешь, что может обозначать этот знак?
Почему такой знак придумали люди?
Перед поездкой в метро и уже находясь непосредственно в вагоне, обратите внимание ребенка на схему линий метро. Почему линии разного цвета?
Возвращаясь из гостей, детского сада и т. д., поиграйте в игру «Кто больше увидел на улице знаков?»;
Придумайте свои значки-картинки, которые можно использовать в игре. Например, вы играете в сказочный город.
Если скоро Новый год, придумайте, что может быть построено в городе «Снеговиков» или «Новогодних елок».
Предположим, что Дед Мороз может проехать до вокзала на санях или лыжах.
По дороге ему надо заехать в магазин сказочных игрушек, новогодних подарков.
Обсудите с ребенком, какие дорожные знаки могут быть в таком городе?
После того как рисунки закончены, можно устроить голосование за лучший рисунок. Помните только, что все должно происходить в игровой форме, легко и непринужденно.
Ребенку-дошкольнику очень важна эмоциональная поддержка со стороны родителей.
Не высказывайтесь по поводу техники исполнения ребенком рисунка. Лучше помогите ему.
Бережно относитесь к результату вашей творческой деятельности. Продолжайте творческий поиск, пополняйте запас знаков-картинок.
Вашему ребенку уже 5-6 лет? Пора начинать играть в настольные игры — «бродилки».
В коробке находится большое поле, похожее на карту. Нужно первым пройти от старта к финишу.
Важно еще выполнить все правила игры и понять каждый знак на поле.
Умение самостоятельно создавать новые знаки поможет разнообразить или упростить игру.
А если ребенок затрудняется играть в готовую настольно-печатную игру,
то начните с малого — с придумывания собственной игры.
А содержанием будет что-то знакомое, близкое.
Например, предложите придумать картинку-знак к той или иной группе предметов, которые находятся в его комнате.
Важно, чтобы деятельность по придумыванию была совместной.
Не только ребенок занят этим процессом, но и родители. Все рисуют самостоятельно, заглядывать в чужой рисунок нельзя.
После того как у каждого готова картинка-знак, необходимо их рассмотреть.
Каждый показывает то, что он нарисовал, и объясняет, почему именно этот предмет — получится настоящая домашняя презентация.
Главное – это помнить, что, используя придуманные графические символы в повседневной жизни и познавательных играх,
вы оказываете своему ребенку неоценимую помощь в познании окружающего мира, что очень важно для его последующего развития.
Тараданова К.С
Уважаемые родители (законные представители)!
Прием граждан по личным вопросам и в целях подачи заявления для предоставления муниципальной услуги (постановка ребенка на очередь) осуществляется каждый вторник 14.00-19.00, четверг 14.00-17.00 по телефону 69-19-73, по адресу ул. Беловежская д.11. Заведующий: Ю.В.Коростелева