Развитие речи детей посредством музыкальных игр, упражнений, заданий
Одним из важнейших средств развития речи и самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкальные игры.
Основное назначение музыкальных игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкальные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкальных игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
По мере развития мышления, речи, возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Пение развивает речевые навыки ребенка: разрабатывается артикуляционный аппарат, улучшается произношение отдельных звуков. Вслед за развитием правильной речи формируется мышление, логика, интеллектуальные способности ребенка и восприимчивость к новой информации. В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован (связки тонкие, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма. Чтобы успешно решить задачи обучения пению, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку: это правильная поза, вокально-хоровые навыки: это взаимодействие звукообразования, дыхания, дикции. Дикция (ясное произношение слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость и др. Отсутствие ясной и четкой дикции делает пение вялым и слабым.
Вокальные навыки усваиваются в процессе распевания, разучивания попевок, песен и усложняются в каждой возрастной группе (по вертикали).
На 2-м году жизни (от 1,5-2-х лет), дети начинают произносить и нараспев подпевать отдельные звуки, окончания музыкальных фраз за воспитателем, (да, ух, топ, хлоп, кап, так, тра-та-та) с движениями. Малыши подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами.
На третьем году жизни (2-3 года), певческий голос детей начинает только формироваться. Дети начинают подпевать не только повторяющиеся слова, но и фразы. Происходит дальнейшее развитие речи в подпевании.
Дети средней группы (4-5 лет) уже имеют определенную подготовку, у них сформировались некоторые певческие навыки, укрепились голоса, более точным стало произношение отдельных звуков, слов. На занятиях вырабатывается артикуляция: учатся активно открывать рот во время пения. Продолжается работа над развитием речи: небольшие попевки из репертуара младшей группы и новые попевки: дети стараются лучше произносить слова, когда предлагается спеть песню по одному. Усложняется песенный репертуар.
В старшем дошкольном возрасте важной задачей наряду с дальнейшим развитием певческого голоса, становится выработка дикции. Известный факт, что у ребенка в этом возрасте недостаточно координировано и четко работают органы рече двигательного аппарата. Многие дети отличаются излишней торопливостью в речи, нечетким проговариванием слов, «Проглатыванием» окончаний или излишне замедленной манерой произношения слов. Исполняя колыбельные, попевки, дети преодолевают эти недочеты речи.
Общему развитию речи детей, четкой дикции, активной артикуляции, помогают современные инновационные методики. В своей работе я использую артикуляционную гимнастику известного учителя – исследователя, имеющего многолетнюю практику врача – фониатора В. В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», а также двигательные, дыхательные упражнения и распевки Огороднова. В артикуляционную гимнастику входят упражнения для органов речи: языка, губ, лицевой мускулатуры (лошадка, трубочка, колокольчик, колесо, иголочка, рупор, злая кошка, гантели), а также легкий массаж спины, головы, шеи).
Из методики В. В. Емельянова использую двигательные упражнения и расслабления мышц тела: пружинки, березка, рынок, дыхательные упражнения: хомячок, собачке жарко, воротики, воздушный шарик, цветок, день рождения, упражнения на звукообразование: пение «глиссандо» с низкого звука вверх на звук «у»: «Ракета», «Качели» (вверх и вниз). Такие упражнения развивают голосовой аппарат, умение управлять им. Опыт показывает, что такие упражнения помогают развитию отчетливой речи у детей. Воспитателям можно использовать разнообразные приемы развития дикции (правильного, ясного произношения): произнесение текста шепотом, в ритме песни, выразительное прочтение текста без музыки и. т. д. Каждый ребенок должен осмысленно произносить все слова, хорошо артикулируя.
Кроме пения речь детей развивается и на других видах музыкальной деятельности: слушание, песенное творчество, музыкально-ритмические движения (хороводы, игры с пением), игра на музыкальных инструментах.
Восприятие музыки выражается в беседе о прослушанном произведении, характере музыки, связанный с эмоционально-образным содержанием. Нужно учить детей проявлять активность в речевом общении. Характеризуя музыкальное произведение, дети стараются с помощью педагога использовать максимум прилагательных, отвечают на вопросы, развивается музыкальная речь детей. Музыка становится ключом, который открывает детские уста, вызывает естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.
В песенном творчестве предлагаются так называемые музыкальные вопросы и ответы. В разговорной речи на вопрос получают ответ, например «Как твои дела?» - «Хорошо, спасибо», или «Как тебя зовут?», ребенок проговаривает свое имя. Также и в пении дети учатся сочинять мелодии в заданной тональности, на заданный текст. Задание выполняется индивидуально, поэтому ребенок старается спеть и отчетливо произносить слова.
Игры с пением, хороводы, инсценировки песен тесно связаны между собой. Основа в них – песня. Выбирая песни я предусматриваю возможность дальнейшего их применения в музыкально – ритмических движениях: играх, хороводах. Дети исполняют песни, в соответствии с их содержанием.
Дети с большим удовольствием играют на музыкальных инструментах, поют попевки и одновременно передают ритмический рисунок мелодии. Развивается мелкая моторика кистей рук, развивается ритмизированная речь.
Опыт показывает, что используемые в работе с дошкольниками инновационных методик, значительно повышает уровень сформированности у детей певческих навыков и исполнительской культуры, обогащению знаний об особенностях голосового аппарата, охране органов речи и способах управления ими.
Более углубленную работу в развитии певческого голоса, дикции, артикуляции веду на занятиях вокального кружка «Весёлые нотки». На занятиях использую скороговорки, распевки в разных темпах, тональностях, пение каноном, артикуляционные упражнения по методике В. В. Емельянова и психогимнастику.
Пение – одно из условий эстетического воспитания ребенка. И те способности, как музыкальный слух, чувство ритма, мышление и память обязательно пригодятся детям в их дальнейшей творческой и повседневной деятельности. Песня помогает играть, развиваться и радоваться жизни.
Как говорил Леонид Утесов: «Нам песня строить и жить помогает».
Другая форма – игры-упражнения, в которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте, или разучивает танцевальные движения.
Самостоятельная деятельность ярко проявляется в музицировании. Детское музицирование включает и пение, и ритмические движения, и игру на музыкальных инструментах. Наблюдая за детьми можно заметить, как они ищут мелодии для своих забав и развлечений: маршировок, плясок, народных и дидактических игр, кукольных представлений, часто импровизируют свои мелодии. Воспитатель осторожно направляет самостоятельную музыкальную деятельность по желанию и по интересам детей, помогает каждому проявить себя, заинтересовать малоактивных детей.
Самостоятельная музыкальная деятельность воспитывает художественный вкус, увлеченность, творческое воображение, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству
Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности.
Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом.
Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей.
Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.
Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания можно использовать только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. на занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте.
На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.
Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе.
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.
Примерный репертуар фоновой музыки.
( для детей старшего дошкольного возраста)
Релаксирующая (расслабляющая): К. Дебюсси. «Облака» ,А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета, К.В. Глюк. «Мелодия».
Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) : Э. Григ. «Утро», И.С. Бах. «Шутка», И. Штраус. Вальс «Весенние голоса», П.И. Чайковский. «Времена года» ( «Подснежник»)
Активизирующая ( возбуждающая): В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» ( финал), М.И. Глинка. «Камаринская», В.А. Моцарт. «Турецкое рондо», П.И. Чайковский. « Вальс цветов» ( из балета «Щелкунчик»)
Успокаивающая ( умиротворяющая): М.И. Глинка. «Жаворонок», А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка», К. Сен-Санс. «Лебедь», Ф. Шуберт. «Серенада».
Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности) И.С. Бах. «Ария», А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето»), С.С. Прокофьев. «Марш», Ф. Шуберт. «Музыкальный момент».
Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В.А. Моцарта и др.
Для более точного определения настроения различной музыки я предлагаю характеристику произведений и песен с помощью разных прилагательных.
Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Уважаемые родители (законные представители)!
Прием граждан по личным вопросам и в целях подачи заявления для предоставления муниципальной услуги (постановка ребенка на очередь) осуществляется каждый вторник 14.00-19.00, четверг 14.00-17.00 по телефону 69-19-73, по адресу ул. Беловежская д.11. Заведующий: Ю.В.Коростелева