Музыкальное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В настоящее время увеличивается процент детей с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие недостатки в физическом или психологическом развитии.
Различают следующие категории детей с нарушениями:
1) дети с нарушениями слуха
2) дети с нарушениями зрения
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта;
5) дети с задержкой психического развития;
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у этой категории детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.
Реализация задач в области эстетического воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями требует решения определенной системы задач в области обучения и развития.
В качестве основной задачи в музыкальной деятельности является необходимость оздоровления детей, причем, не только с точки зрения физиологии, но и с позиции музыкально-эстетической направленности, позволяющей влиять на морально-психологическое состояние ребенка. Ведь здоровье детей напрямую связано с их душевным равновесием, эмоциональным благополучием.
Для этого на музыкальных занятиях осуществляется дифференцированный подход к детям, используются педагогические технологии, применимые к имеющимся нарушениям развития у ребенка и включающие различные виды опоры при усвоении материала (наглядную, звуковую, словесную, тактильную) и различные виды помощи взрослого.
Коррекция нарушений, имеющихся у детей, осуществляется путем их участия в различных видах музыкальной деятельности, протекающей на основе развития сенсорных процессов и формирования адекватных реакций на звучание музыки.
Особенно велико значение музыкального воспитания для коррекции имеющихся у этих детей недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения представлений, формирование чувств ритма, развития движений и пр. Исходя из особенностей детей, в образовательном учреждении проводится работа над решением как общих, так и коррекционных задач по музыкальному воспитанию, к которым относятся следующие:
- воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, само реализоваться в каком – либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично;
- нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения;
- укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятия излишнего мышечного напряжения, развитие ловкости силы движения.
С целью обеспечения успешности ребенка необходимо:
• создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка;
• устанавливать контакт не только с ребенком, но и с родителем. Это возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительного эмоционального настроя;
• предоставлять детям относительную свободу в игре, используя метод совместного действия только в том случае, если ребенок нуждается в такой помощи;
• предлагать доступные игры с движениями, которые не требуют особых усилий при выполнении;
• сопровождать игры песнями и музыкой с четким ритмом, короткими фразами, понятным текстом.
Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физические процессы организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Она обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Это происходит в силу влияния музыки на центральную нервную систему. Слушание музыки помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние.
Медленные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера («Смелый наездник» Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Новая кукла», «Вальс цветов» П. Чайковского и др.).
«Расторможенные» - (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга «Жаворонок» И. Глинка, «Лебедь» Сен-Сан, «Серенада» Шуберта и др.).
Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания («Утро» Григ, «Времена года» «Подснежник» П. И. Чайковский, «Весенние голоса» Штраус и др.)
Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем, оно лежит в основе всех других видов, т. е. по сути, является ведущим. Дети учатся слушать и понимать музыку, чувствовать характер, настроение музыкального произведения, выражать свое отношение к ней посредством изобразительного, танцевального, песенного творчества. После прослушивание музыкального произведения предлагаю детям подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали ее характер, передали свои чувства, свое отношение к музыкальному произведению. Двигательные реакции на изменение характера, темпа, ритма, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным ее восприятием. Во время слушания можно использовать и другие виды искусства: поэзию, живопись. Иллюстративный материал и поэтические произведения делают восприятие более полным и глубоким.
Важным направлением в коррекционной работе является пение, которое давно используется как одно из средств реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе обучения пению формируется вокальная, исполнительская культура, которая является составной частью музыкальной и художественной культуры, а также осуществляется коррекция имеющихся вторичных отклонений в развитии ребенка с проблемами. Пение помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач в работе с дошкольниками с проблемами. Пение способствует развитию психических процессов, расширению кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата, развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны. А также, пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов. А пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизацию правильного произношения.
Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям. В условиях совместного пения хорошо себя чувствуют и неуверенные в себе дети. Пение развивает коммуникативные способности ребенка, оказывает положительное воздействие на его психофизическое состояние, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.
Довольно часто у детей с ограниченными возможностями наблюдаются нарушения темпа и ритма на только речи, но и движений, В преодоление этих нарушений большую помощь оказывает игра на музыкальных инструментах.
Положительные результаты в обучении этому виду музыкальной деятельности особенно наблюдаются при использовании методики Карла Орфа, известного немецкого музыканта, педагога. Эта методика предполагает постепенное овладение в игровой форме различными ударными инструментами, начиная с передачи ритма с помощью естественных движений руками (хлопков, шлепков), ногами (шагов, притопов), а затем овладение умением передавать и ритмические композиции, и мелодическую структуру музыкального произведения с использованием ударных инструментов
И, наконец, одной из важнейших задач музыкального воспитания детей с ОВЗ, является развитие ритмических движений. Музыкально-ритмические движения используются очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях.
Занятия ритмикой способствуют коррекции осанки, развитию координации движений, переключаемости с одного вида движений на другой, развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус. В процессе участия в коллективных танцах, играх происходит формирование у них чувства партнерства, складываются особые отношения со сверстниками. Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.
Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами. Основная направленность работы по музыкальному движению – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного «музыкального инструмента».
Неотъемлемым компонентом музыкально-ритмического развития детей с ограниченными возможностями здоровья является музыкально–подвижные игры (игры под пение, игры под инструментальную музыку, сюжетные и бессюжетные). В процессе игры, которая является основным видом деятельности дошкольников, в интересной и непринужденной форме решаются многие коррекционные задачи. Игры, даря детям радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у них познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных качеств личности, они способствуют развитию произвольности движений и поведения, снижают психоэмоциональное напряжение.
Есть уникальная возможность соединить ритмику со многими другими направлениями, общим свойством которых является тесная связь движения, речи и музыки – логоритмика. В этом направлении используются координационно-подвижные и пальчиковые игры, ритмо-речевые фонематические упражнения, элементарное музицирование. Это обнаруживает связь логоритмики с рисованием, риторикой, музыкотерапией, физкультурой.
Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произношением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
В связи с этим, особый интерес представляют пальчиковые игры, которые используются в работе с детьми с ограниченными возможностями. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы. Учеными установлена связь между уровнем развития речи и уровнем развития тонкой моторики.
Пальчиковые игры развивают пластику рук т, мелкую моторику, тактильную чувствительность, повышают общий уровень организации мышления ребенка, стимулируют развитие речи, снижают напряжение.
В коррекционной работе с детьми, имеющими различную патологию развития, широко использую все эти виды музыкальной деятельности.
Специально подобранные игры, танцы, хороводы создают максимально благоприятные условия для развития детей, и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.
Праздничные утренники, развлечения занимают особое место в системе эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Все праздники построены с учетом психофизических особенностей детей. Они способствуют эмоциональной разрядке, предупреждают ситуацию безразличия к окружающему, повышают эмоциональный тонус.
Дети тесно контактируют друг с другом в ходе подготовки и проведения праздников и развлечений. Вся проводимая работа способствует созданию дружного, жизнерадостного и работоспособного детского коллектива, воспитанию толерантности и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников.
Выступление на праздниках развивает у детей артистичность, умение держать себя на сцене, что требует значительной собранности и присутствия волевых качеств. Выступая перед публикой, ребенок с нарушением развития ощущает себя творческой социально значимой личностью.
В процессе музыкально-досуговой деятельности ребенок с проблемами получает яркие, незабываемые впечатления, приобретает художественно-эстетический опыт, получает возможности для самореализации, раскрытия своих способностей в различных видах художественной деятельности, восприятия музыки.
Таким образом, занятия музыкой в процессе социализации детей с ОВЗ необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыка также является средством, способным помочь детям с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
Именно музыка помогает нам в решении сложнейшей задачи, а именно, дать возможность каждому ребенку с ОВЗ раскрепоститься в коллективе и почувствовать себя успешным!
Уважаемые родители (законные представители)!
Прием граждан по личным вопросам и в целях подачи заявления для предоставления муниципальной услуги (постановка ребенка на очередь) осуществляется каждый вторник 14.00-19.00, четверг 14.00-17.00 по телефону 69-19-73, по адресу ул. Беловежская д.11. Заведующий: Ю.В.Коростелева