«Приемы по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)»
«Приемы по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)»
Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?
Звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный …»
Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.
В дальнейшем при обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.
Звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения. Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.
При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого:
- Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.
При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве). Дети читают: ам – аме, вы – веы и т.д.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют.
Гласные звуки обозначают красным цветом.
Согласные звуки — это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.
Мягкие и твердые согласные звуки
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми.
Мягкий согласный звук мы обозначаем зеленым цветом. Твердый согласный звук - синим цветом. Звуки на письме обозначаем буквами. Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)!!!
Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ.
В процессе формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевыми нарушениями на помощь приходят игры (пямятка), т.к. для детей дошкольного возраста игра имеет важнейшее значение. В данной памятке представлены игры и игровые упражнения, которые помогут вашему ребенку в увлекательной форме сформировать и закрепить навыки звукового анализа и синтеза.
Учимся выделять звук
1. «Найди общий звук»
Взрослый произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть отрабатываемый звук, и спрашивает: «Какой звук встречается во всех словах?»
Чайник, очки, ключи (Ч).
Жаба, лыжи, жук (Ж).
Липа, лес, соль (ЛЬ).
Репа, букварь, крепость (РЬ).
Зима, обезьяна, зеркало (ЗЬ).
Стул, лодка, лампа (Л).
Воробей, павлин, иволга (В).
Попросите ребенка самого придумать аналогичные задания.
2. «Найди лишнее слово»
В трех словах этого задания есть общий звук, а в четвертом его нет. Ребенок должен найти это слово.
Щука, плащ, шерсть, клещи.
Кукла, мяч, чайник, чашка.
Овца, цыпленок, солнце, луна.
Ножницы, кружок, лошадь, жеребенок.
Игры, помогающие определить место звука в слове
3. «Любопытный»
На любой вопрос взрослого ребенок может называть только те слова, которые начинаются со звука Б.
- Где был? – На балконе.
- Кого видел? – Бульдога.
- Куда собираешься? – В булочную.
- Что будешь покупать? – Баранки.
- Что на тебе надето? – Блузка.
- Кем работаешь? – Бухгалтером и т.д.
5. «Звукоедик»
У Звуковичков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками во всех словах.
Взрослый ходит с куклой в руках по комнате и говорит:
- …иван, …каф, …тул и т.д. Что хотела сказать кукла?
Или Звукоедик съедает последний звук. Как теперь звучат произносимые слова: «Сто…, сту…, тарелк… и т.д.»
6. «Подарки лесным зверюшкам»
Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез своим друзьям - лесным зверюшкам – много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки.
Например: зайчику – зонтик, звонок, задачник;
лисенку – леденец, лежак и лейку;
лосенку – лопатку, лыжи и лакомство.
А что подарил крокодил Гена волчонку, белочке, барсуку, медвежонку и Чебурашке?
7. «Цепочка»
Ребенок и взрослый по очереди называют предметы, которые они видят вокруг себя, так чтобы последний звук в названии одного предмета стал бы первым звуком в названии другого предмета.
Например: автобус – стул – лампа - …
Учимся различать согласные твердые и мягкие
8. «Упрямые Звуковички»
Взрослый называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку. Поймав мяч, ребенок называет пару заданного звука (маленького «братца») и бросает мяч взрослому.
Например: Б-БЬ, Т-ТЬ, К-КЬ.
Или, наоборот, взрослый называет мягкий согласный, а ребенок в ответ – большого «братца», т.е. твердую пару названного звука.
Например: ВЬ-В, КЬ-К.
Варианты этой игры:
9. «Твердые-мягкие»
Взрослый называет слово с твердым звуком в начале слова и бросает мяч ребенку, а ребенок возвращает мяч, изменив звук на мягкий: рука – река; лось – лента; молоток – мелочь.
10. «Измени слово»
Взрослый бросает мяч и говорит слово с твердым окончанием, а ребенок возвращает мяч, заменив твердое окончание на мягкое: дал– даль; стал - сталь; был – быль; ел – ель; кон - конь; мел – мель.
Игры на дифференциацию звуков
11. «Построим дом»
На листе бумаги нарисована стена. Взрослый просит ребенка дорисовать дом. Но изображать можно только те детали, в которых есть звук Р – крыша, труба, крыльцо, рама, забор (вокруг дома) и т.д. Потом рисуем предметы только со звуком РЬ – двери, козырек, (над дверью), деревья (рядом с домом) и т.д. Ребенку можно помочь вопросами:
Из какого материала сделан дом: кирпичный, деревянный?
Какой краской покрасим: серой, розовой, коричневой?
Какие кустарники нарисуем возле дома: смородина, сирень?
Какие цветы посадим рядом с домом: астры, розы, ирисы?
Предложенные вашему вниманию игры и упражнения вы можете выполнять со своим ребенком дома.
Информацию подготовила: учитель-логопед Скородумова Мария Константиновна
Уважаемые родители (законные представители)!
Прием граждан по личным вопросам и в целях подачи заявления для предоставления муниципальной услуги (постановка ребенка на очередь) осуществляется каждый вторник 14.00-19.00, четверг 14.00-17.00 по телефону 69-19-73, по адресу ул. Беловежская д.11. Заведующий: Ю.В.Коростелева