Консультация для родителей "Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов"
В результате посещения коррекционно-развивающих занятий учителя - логопеда, у детей появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов, у одного ребенка дефектное звукопроизношение исправляется быстро, а другому на это потребуется не один месяц кропотливой работы, причем, не только работы учителя - логопеда, а совместного всех взрослых, которые окружают ребенка.
Постановкой звука занимается учитель - логопед. Следующий этап работы – автоматизация звука в слоге, в слове, в речи. В ряде исследований показано, что от момента появления того или другого звука у ребенка, т. е. его первого правильного произнесения, до включения его в речь проходит довольно длительный период времени. А. Н. Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Он длится 30—45 и более дней и имеет свои особенности. Сначала новый звук употребляется параллельно со старым, который был его заменителем, при этом прежний звук употребляется чаще, чем новый. В дальнейшем новый звук начинает употребляться чаще, а через некоторое время он теснит старый по всем позициям, т. е. он его полностью вытесняет из речи, и только после этого начинается процесс разграничения (этап дифференциации) нового звука.
Таким образом, после того, как учитель - логопед научил ребенка произносить звук, необходим контроль со стороны взрослых. Так как ребенок больше времени проводит в детском саду, очень важна роль родителя и воспитателя в процессе автоматизации нового звука в речи. Чем чаще взрослые будут исправлять неправильное произношение, тем быстрее звук закрепится в речи. Необходимо помнить, что делать это нужно корректно, доброжелательным тоном, чтобы не вызвать у ребёнка негативной реакции.
Помогут автоматизировать поставленный звук специальные игры и упражнения: многократное проговаривание слогов, а затем слов с поставленным звуком, работа с чистоговорками, нахождение слов с нужным звуком, составление словосочетаний и предложений и т. д. Главное добиваться чистого произношения как во время специальных упражнений на занятиях, так и во время игр и в свободной деятельности.
И не забывайте хвалить ребенка!
Уважаемые родители!
Предлагаем ряд игр, которые помогут вам закрепить и автоматизировать звуки в речи детей старшего дошкольного возраста
Игра "Найди нужное слово"
Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать "ОЙ", если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.
Игра "Что я загадал?"
Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку, при правильном ответе- меняться ролями.
Игра "Чего не стало?"
На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.
Игра "Образуй родственные слова"
Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.
Чулок - чулочек, чулочная (фабрика).
Глоток- глоточек, глотать, проглотить, глотка.
Волк - волчий, волчица, волчонок, волчище.
Глаз - глазочек, глазик, глазок, глазной.
Игра "Посчитай-ка"
Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например: давай мы посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.
Игра "Всезнайка"
Дошкольники должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука , например звука [л].
Игра "Кто больше"
Игра "Один — много"
Например: бокал — бокалы; пила — ...; пенал — ...; канал — ...; плот — ...; дятел— ... и др.
Игра "Чего много"
Игра "Знаешь ли ты?"
Продукты питания — сало, масло, колбаса, халва.
Игра "Назови ласково словечко"
Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад, на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма.
Информацию подготовила:
учитель – логопед Юлия Валерьевна Дацкевич
Уважаемые родители (законные представители)!
Прием граждан по личным вопросам и в целях подачи заявления для предоставления муниципальной услуги (постановка ребенка на очередь) осуществляется каждый вторник 14.00-19.00, четверг 14.00-17.00 по телефону 69-19-73, по адресу ул. Беловежская д.11. Заведующий: Ю.В.Коростелева