"Чистоговорки - что это? и для чего они нужны?"
«Чистоговорки — что это и для чего они нужны»
В настоящее время увеличилось количество детей с нарушениями речи. Эти нарушения имеют стойкий, сложный характер, поэтому заставляют учителя-логопеда искать все более новые инновационные методы работы с такими детьми. Одна из задач не только научить ребенка четко и правильно произносить звуки, но и быстрее, качественнее автоматизировать их в связной речи. На помощь приходят логопедические упражнения. Одни из самых действенных для восприятия детей дошкольного возраста являются: прослушивание, проговаривание и логопедические игры с чистоговорками.
Чистоговорка - это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая различные сочетания звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков и для их автоматизации. Они способны развить не только звукопроизношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма и рифмы, а также психические процессы (внимание, память, восприятие).
На первом этапе наша цель не заставить ребенка повторять за нами, а развить правильное восприятие речи, слуховое внимание. То есть мы просто показываем карточку с картинкой и четко произносим чистоговорку. Затем можно немножко обсудить содержание картинки, но в конце опять вернуться к прочтению чистоговорки. Не нужно сразу же выдавать ребенку гору карточек. «Учите» чистоговорки постепенно.
Приведу примеры игр с карточками чистоговорками.
Игра «Доскажи словечко»
Родитель произносит «Ры-ры-ры, я несу…» (ребенок отвечает «шары»). Вы показываете ему карточку и радуетесь его успехам. Затем побуждайте проговорить первые слоги чистоговорки, затем – всю чистоговорку.
Игра «Громко, тихо, шёпотом»
Произнести чистоговорку громко, тихо, шёпотом: прореветь чистогорку, как медведь; пропищать чистоговку, как мышонок и т. п.
Игра «Медленно-быстро»
Произнести чистоговорку медленно-быстро.
Игра «Какой, какая, какое?»
Отвечать на вопросы в форме чистоговорок. Например, берем карточку, знакомую ребенку, ту, которую выучили. Начинаете задавать вопросы чистоговорками: «Са-са-са какая коса?», «Са-са-са у кого коса?».
Отвечать тоже нужно чистоговоркой. (ребенок отвечает «Са-са-са - острая коса. Со-со-со какое колесо? Со-со-со чьё это колесо)
Игра «Один-много»
По картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис).
Игра «1-2-5»
Аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей, ал-ал-ал один пенал, ла-ла-ла два пенала, лов-лов-лов – пять пеналов.
Игра «Скажи наоборот» (ра-ра-высокая гора, ра-ра - низкая гора)
Игра «Чего не стало?
Са-са-са не стало колеса, ри-ри-ри пропали снегири, ла-ла-ла нет стола
Игра «Скажи ласково»
Лу-лу-стул в углу, лу-лу-стол стоит в углу
Игра «Составь интересную историю» по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?
Игра «Не ошибись»
Ребенку нужно подобрать слово к определенному слогу (Ра- ракета, ра – пирамидка, ра-гитара).
Игра на согласование прилагательных с существительными в чистоговорках.
Например, ор-ор-ор красный помидор, ор-ор-ор –оранжевый помидор, ор-ор-ор – черный помидор, ор-ор-ор – розовый помидор.
Существуют целые стихи, построенные по принципу чистоговорок.
Например:
лы-лы-лы забивали мы голы
лу-лу-лу возле окон на полу
ла-ла-ла не заметили стекла
лу-лу-лу мы не били по стеклу
ла-ла-ла только нет в окне стекла
ca-са-са, са-са-са
Ой-ой-ой! Летит оса!
Как ребенку придумать чистоговорку.
Игры с чистоговорками веселые и активные, и очень часто будят фантазию детей и взрослых. Ведь в них не обязательно должен быть смысл, это могут быть абсолютно абстрактные и даже бессмысленные строки или стихотворения. Их основная цель — выработка звука.
Инструкция, как сочинить собственную чистоговорку:
Давайте, например, придумаем собственную чистоговорку для ребенка 4 лет на звук «р».
1. Берем слог «ро»
2. Трижды его прописываем или проговариваем — Ро-ро –ро
3. Добавляем любую строчку, так, чтобы последний слог последнего слова тоже был «ро». Прокатились мы в метро.
Вот и получили мы готовую чистоговорку: Ро-ро-ро, прокатились мы в метро.
Придумаем чистоговорку на закрытый слог «ал»: ал-ал-ал — гномик Гоша танцевал!
Применение данных приемов предоставляет ребенку возможность создать «свое», придумать самому. Но ещё одним важным действием при этом является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение ребенка, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности.
Двигаясь в данном направлении, хочется отметить, что чистоговорка, как рифмованная фраза с часто повторяющимися звуками, вызывает интерес у детей к логопедическим занятиям. Но не стоит долго повторять одну и ту же чистоговорку, это может наскучить ребенку и будет утерян ценный интерес. Лучше взять сразу несколько фраз или стихотворений чистоговорок и отрабатывать их одновременно.
Желаю удачи! Учитесь говорить правильно!
С уважением, учитель – логопед Скородумова Мария Константиновна
Уважаемые родители (законные представители)!
Прием граждан по личным вопросам и в целях подачи заявления для предоставления муниципальной услуги (постановка ребенка на очередь) осуществляется каждый вторник 14.00-19.00, четверг 14.00-17.00 по телефону 69-19-73, по адресу ул. Беловежская д.11. Заведующий: Ю.В.Коростелева