Хотите, чтобы ребенок читал? Не учите его этому!
Для многих учителей и родителей умение читать к первому классу является основным показателем готовности ребенка к школе.
И по большей части такие родители и учителя занимаются самообманом. Проверка чтения при приеме в школу проводится обычно на коротких словах - из трех, максимум четырех букв. Так ведь это не настоящее чтение, а квазичтение: ребенок не читает слово, а узнает его.
Через полгода обучения в первом классе учитель удивляется: «Пришел читающий, а теперь сидит, гадает, что здесь написано, или с трудом слово по слогам разбирает!»
Так ведь его не подготовили к чтению, а учили запоминать некоторое количество слов. Что это как не торможение развития навыка чтения?
В чем же заключается подготовка ребенка к чтению?
В комплексном развитии. Это подразумевает:
во-первых, развитие фонематического слуха,
во-вторых, развитие артикуляции.
Артикуляционная гимнастика не менее важна для ребенка, чем фонематические упражнения. Еще нужно заниматься развитием зрительного восприятия и зрительно-моторной координации. Но не собственно чтением.
Если ребенок функционально готов к чтению, он сам зачитает. Если не готов, значит, его надо готовить. Готовить к чтению, а не учить читать.
«Техника чтения» включает в себя свободное, хорошо интонированное чтение текста, который ребенок понимает.
Пока навык не сформирован, нельзя требовать от ребенка быстрого чтения. Скорость чтения ограничена индивидуальными способностями человека к артикуляции лицевых мышц. Она у всех разная. Кроме того, скорость чтения обычно проверяется, когда ребенок читает вслух.
А ведь действительно, быстрое чтение - то чтение, которое нужно человеку в дальнейшем, - это чтение «про себя». Ему мы не учим, на него не обращаем внимания. Учителя, требуя быстрого чтения вслух, невольно заставляют детей фиксировать внимание на движениях губ. И вот потом сидят в метро взрослые люди и, читая, шевелят губами.
Для детей первого класса никаких нормативов, сколько слов в минуту он должен читать, не существует. Для детей второго класса тоже. К концу четвертого класса нормальная скорость чтения - 80-90 слов в минуту. Но это все очень относительно. Один ребенок в начале года читал со скоростью 20 слов в минуту, а в конце - со скоростью 40 слов. На сколько процентов увеличилась скорость его чтения? А другой ребёнок в сентябре читал со скоростью 60 слов в минуту, а в апреле - 70 слов в минуту. Его «скоростной прирост» ниже. Это о чем говорит? О том, что у первого ребенка темпы обучения выше. Важен только этот показатель эффективности формирования навыка у каждого ребенка, но не средний показатель техники чтения.
При этом необходимо помнить, что темп-деятельность - это индивидуальная особенность нервной системы человека.
При чтении следует обращать внимание на интонацию, на связность слов и предложений, на выразительность чтения. А то они читают, захлебываясь, - торопятся выдать 120 слов в минуту!
Нужно, чтобы они не губками шевелили быстро, а понимали то, что читают. Понимание текста - это и есть основной критерий чтения. А если вы хотите, чтобы человек научился красиво читать, учите его этому. К третьему классу нужно учить детей читать «про себя», а чтение «про себя» прежде всего требует снятия артикуляции. Иначе оно не будет быстрым.
Навык чтения не может сформироваться в один момент. Это длительный процесс, связанный с определенным психофизиологическим механизмом различения каждого знака. Ребенка нужно учить узнавать букву - целую, по какой-то части, в сочетании с другими буквами. Для этого можно придумать множество игр. И они очень важны для развития навыка чтения.
А технология «плохо пишет - надо больше писать» и «плохо читает - надо больше читать» ничего, кроме вреда, не приносит.
Уважаемые родители (законные представители)!
Прием граждан по личным вопросам и в целях подачи заявления для предоставления муниципальной услуги (постановка ребенка на очередь) осуществляется каждый вторник 14.00-19.00, четверг 14.00-17.00 по телефону 69-19-73, по адресу ул. Беловежская д.11. Заведующий: Ю.В.Коростелева