Ребёнок и школа
·Как научить ребёнка читать, писать и быть здоровым
·Как определить готовность ребёнка к обучению?
·Чем могут помочь родители в процессе адаптации (привыкания) ребёнка к школе?
·Как определить способность детей к обучению грамоте?
Как научить ребёнка читать, писать и быть здоровым
Быть готовым к школе – не значит уметь
читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым
всему этому научиться.
(Л.А. Венгер)
Определяя готовность детей к обучению, гигиенисты и педиатры рекомендуют проводить диагностику достижения школьной зрелости дважды. Первый раз — в октябре—ноябре, почти за год до поступления в школу. Это позволит родителям дошкольников, имеющих отставание в развитии необходимых функций, заранее провести коррекцию.
Повторная диагностика проводится в апреле—мае и позволяет окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе.
По разным причинам уровень готовности ребенка к обучению в школе далеко не всегда определяется таким образом. Однако ситуация не безнадежна. Во-первых, если ваш ребенок посещает детский сад, опытный воспитатель с большой степенью точности может выявить проблемы в развитии вашего ребенка. Во-вторых, во многих школах сейчас работают детские психологи, которые тоже могут помочь в проблемных ситуациях.
Как же быть, если ребенок оказался не совсем готовым к обучению в школе? Если ему 6,5 лет — повремените с поступлением в школу. Даже если к началу учебного года ребенку уже исполнилось 7 лет, но у него серьезные проблемы со здоровьем (хронические болезни, частые обострения и т.д.), лучше отложить учебу на год. Возможно, обстоятельства вынуждают вас все-таки отдать такого ребенка в школу, тогда постарайтесь выбрать щадящий вариант обучения: начальная школа — детский сад или общеобразовательная школа с коррекционными классами.
Незрелость детей не может быть причиной отказа в приеме для обучения в школе, окончательное решение остается за родителями. Однако не забывайте, что речь идет не просто об учебе, а о здоровье вашего ребенка.
Лето перед школой приносит родителям много тревог, связанных с поступлением детей в первый класс. А неумолимая статистика показывает, что более трети детей имеют трудности в обучении. Это значит, что они не верят в свои силы, не умеют как следует читать и писать, а следовательно, не имеют шансов успешно закончить школу и получить достойную профессию. Но главная беда заключается в том, что они остаются один на один сосвоими школьными трудностями, а родители не знают, как им помочь.
Ребенок не умеет читать, слушать, сидеть на одном месте более пяти минут. Подобные жалобы можно услышать от педагогов и родителей. Такие нарушения часто называют школьной дезадаптацией. Это явление чрезвычайно распространено среди учащихся начальных классов. Дети просто не готовы к школе.
Давно известно: начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью. А успешность обучения будет во многом зависеть от того, учитываем ли мы закономерности физического и психического развития завтрашних и сегодняшних первоклассников.
Есть такой термин — школьная зрелость (или психологическая готовность к школе).
Интеллектуальная зрелость для возраста 6—7 лет состоит в умении слышать задание, выделять фигуру из фона, способности концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможности логического запоминания, а также развитии моторики рук.
Эмоциональная зрелость — умение долго выполнять не очень привлекательную работу, сформированная произвольность поведения.
Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, умение слушать и выполнять указания воспитателя.
Сегодня с помощью компьютерной диагностики можно установить уровень созревания мозга, психоэмоциональное состояние ребенка, определить его внутренние резервы, предсказать, как поведет себя ребенок в стрессовой ситуации или в незнакомой ему обстановке, на что нужно обратить особое внимание при подготовке и в период обучения, и есть ли необходимость проведения коррекции (улучшения) работы головного мозга.
Если вы все же опасаетесь за успехи своего ребенка, не стоит учить его математике (сложение и вычитание), чтению по слогам. Куда нужнее общеразвивающие упражнения для укрепления восприятия, памяти, внимания, развития тонкой моторики рук.
Очень полезно запоминать детали пейзажа и окружающей обстановки.
Почаще просите своего малыша сравнивать различные предметы и явления: что в них общего и чем они отличаются.
Предложите ребенку запомнить последовательность цифр, например, номер телефона. Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно проследить дорожку персонажа, а также задания на сравнение двух почти одинаковых рисунков («Найди отличия»).
Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами «Лего» — все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства — можно дать задание отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, нанизать бусинки на нитку. И какими бы ни оказались успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что его любят.
Как определить готовность ребёнка к обучению?
У ребенка, поступающего в школу, должны быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. Родители и воспитатели, понимающие, насколько важно наличие у ребенка желания учиться, рассказывают ему о школе, об учителях и знаниях, приобретаемых в школе, играют с детьми в нее. Ребенка можно подготавливать и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Дети предпочитают играть роли учеников: они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Дети любят также роль учителя, особенно те, которые готовы к школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.
Следующее условие успешной учебы — выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Нужно приучить детей доводить начатое дело до конца, подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребенку не бояться школы.
При подготовке к школе воспитателям и родителям следует научить ребенка и аналитическим навыкам: умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать взрослого, читающего рассказ, правильно и последовательно излагать свои мысли, пересказывать, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Это приучает его анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.
Важно воспитать в ребенке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, пассивно поведет себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий.
Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входят потребность в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика.
Для будущего школьника в определенной степени важны усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять задание. Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор «Лего», занятия лепкой, аппликацией, т.е. те игры, которые продолжаются достаточно долгое время.
Кроме всего перечисленного, ребенок должен, несомненно, обладать навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома, уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.
Чем могут помочь родители в процессе
адаптации (привыкания) ребёнка к школе?
Родители заранее должны пойти в школу вместе с ребёнком, чтобы решить следующие задачи:
- познакомить с учителем ещё до официального начала занятий;
- посетить несколько раз будущую классную комнату, дать ребёнку посидеть за партой и всё как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась незнакомой, прогуляться вместе по школе и школьному двору;
- постараться заранее познакомить ребёнка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если он будет ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь одноклассником, живущим по соседству;
- рассказать о примерном расписании уроков и времени, отведённом на уроки, перемены, обед и возможную линейку перед началом занятий, а также сообщить, когда начинаются и заканчиваются уроки;
- расспросить ребенка, что он чувствует, идя в школу, о положительных и негативных впечатлениях. Постараться акцентировать внимание на положительных моментах: интересных
занятиях и возможности завести новых друзей;
- объяснить ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней абсолютно нормально и что это испытывают все дети без исключения. Успокоить его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.
Как определить способность детей к обучению грамоте?
Каждый из детей научиться читать и считать, станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать мир, слушать, что говорит воспитатель, какие даёт задания, работать по образцу, выполнять действия, из которых складывается учебная деятельность.
Готовность к школе – необходимый уровень развития ребёнка, без которого он не может успешно учиться. Но путь развития его индивидуален. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта: знаниями, умениями, навыками, привычками.
Элементарная грамота (навыки чтения, письма и счета) долгое время была недоступна для народных масс. Обучение грамоте, как раздел методики родного языка, имеет богатую историю. Проблемы обучения волновали выдающихся педагогов прошлого: К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.П. Вахтерова, В.А. Флерова и др.
В прошлом столетии на запоминание букв и складов тратили два года. Сегодня в традиционной методике обучения детей грамоте отводится чтению и письму семь месяцев.
Учитель должен осознавать, что обучить грамоте означает не только научить ребенка механическим навыкам воспроизведения написанного, но и ввести его в мир науки о языке, показать предмет дальнейшего изучения. Переход к новому уровню развития совершается благодаря промежуточным формам деятельности, сочетающим в себе особенности, присущие игре, и черты, характерные для направленного учения. Эти формы деятельности ранее ускользали от внимания исследователей из-за своей кратковременности и неустойчивости, а в результате создавалось неверное впечатление о скачкообразности перехода от игры к учению.
Новый уровень регуляции деятельности отражается в преобразовании всех психических процессов у ребенка. Результаты экспериментальных исследований, посвященных развитию отдельных психических процессов на грани дошкольного и младшего школьного возраста, были представлены в работах М.Р. Гинзбурга, А.Л. Венгера, Е.З. Васиной.
Процесс чтения представляет собой сложный психофизиологический акт, состоящий из нескольких умственных действий. П.Я. Гальпериным в результате многочисленных экспериментальных исследований были установлены основные этапы, через которые должно проходить формирование всякого умственного действия и связанного с ним понятия. Если исключить этап предварительной ориентировки в задании, то формирование умственных действий и понятий с заранее заданными свойствами закономерно проходит следующие этапы:
—
формирование действия на материальных предметах или их материальных моделях-заместителях;
—
того же действия в плане громкой речи;
—
собственно умственного действия.
Истоки возможных школьных сложностей и неприятностей нередко обнаруживаются в дошкольном детстве. До 6—7-летнеговозраста ребенка родители не так часто обращают внимание на развитие малыша, особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, наличие или отсутствие желания учиться. А в школе у вполне нормального, с точки зрения родителя, ребенка начинают возникать и накапливаться трудности, иногда приобретая хронический характер. Рекомендуется проводить тестирование по разным предметам в целях определения уровня подготовленности к школе детей дошкольного возраста
Уважаемые родители (законные представители)!
Прием граждан по личным вопросам и в целях подачи заявления для предоставления муниципальной услуги (постановка ребенка на очередь) осуществляется каждый вторник 14.00-19.00, четверг 14.00-17.00 по телефону 69-19-73, по адресу ул. Беловежская д.11. Заведующий: Ю.В.Коростелева