Ребёнок и школа

28.04.2014, 266 просмотров.

·Как научить ребёнка читать, писать и быть здоровым

 

·Как определить готовность ребёнка к обучению?

 

·Чем могут помочь родители в процессе адаптации (привыкания) ребёнка к школе?

 

·Как определить способность детей к обучению грамоте?

 

 

 

Как научить ребёнка читать,  писать и быть здоровым

 

Быть готовым к школе – не значит уметь

читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым

всему этому научиться.

                                              (Л.А. Венгер)

 

Определяя готовность детей к обучению, гигиенисты и педиат­ры рекомендуют проводить ди­агностику достижения школь­ной зрелости дважды. Первый раз — в октябре—ноябре, почти за год до поступления в школу. Это позволит родителям до­школьников, имеющих отстава­ние в развитии необходимых функций, заранее провести кор­рекцию.

Повторная диагностика про­водится в апреле—мае и позво­ляет окончательно сформиро­вать мнение о готовности ребен­ка к обучению в школе.

По разным причинам уровень готовности ребенка к обучению в школе далеко не всегда опре­деляется таким образом. Однако ситуация не безнадежна. Во-пер­вых, если ваш ребенок посеща­ет детский сад, опытный воспи­татель с большой степенью точ­ности может выявить проблемы в развитии вашего ребенка. Во-вторых, во многих школах сейчас работают детские психологи, которые тоже могут помочь в проблемных ситуациях.

Как же быть, если ребенок оказался не совсем готовым к обучению в школе? Если ему 6,5 лет — повремените с поступ­лением в школу. Даже если к на­чалу учебного года ребенку уже исполнилось 7 лет, но у него серьезные проблемы со здоровь­ем (хронические болезни, частые обострения и т.д.), лучше отло­жить учебу на год. Возможно, об­стоятельства вынуждают вас все-таки отдать такого ребенка в школу, тогда постарайтесь выбрать щадящий вариант обу­чения: начальная школа — дет­ский сад или общеобразователь­ная школа с коррекционными классами.

Незрелость детей не может быть причиной отказа в приеме для обучения в школе, оконча­тельное решение остается за родителями. Однако не забы­вайте, что речь идет не просто об учебе, а о здоровье вашего ре­бенка.

Лето перед школой приносит родителям много тревог, связан­ных с поступлением детей в первый класс. А неумолимая статистика показывает, что более трети детей имеют трудности в обучении. Это значит, что они не верят в свои силы, не умеют как следует читать и писать, а следо­вательно, не имеют шансов ус­пешно закончить школу и полу­чить достойную профессию. Но главная беда заключается в том, что они остаются один на один сосвоими школьными трудно­стями, а родители не знают, как им помочь.

Ребенок не умеет читать, слушать, сидеть на одном мес­те более пяти минут. Подобные жалобы можно услышать от пе­дагогов и родителей. Такие нару­шения часто называют школь­ной дезадаптацией. Это явление чрезвычайно распространено среди учащихся начальных классов. Дети просто не готовы к школе.

Давно известно: начало обуче­ния в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъяв­ляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью. А успешность обуче­ния будет во многом зависеть от того, учитываем ли мы законо­мерности физического и психи­ческого развития завтрашних и сегодняшних первоклассников.

Есть такой термин — школь­ная зрелость (или психологичес­кая готовность к школе).

Интеллектуальная зрелость для возраста 6—7 лет состоит в умении слышать задание, выде­лять фигуру из фона, способно­сти концентрировать внимание, устанавливать связи между явле­ниями и событиями, возможно­сти логического запоминания, а также развитии моторики рук.

Эмоциональная зрелость — умение долго выполнять не очень привлекательную работу, сформированная произволь­ность поведения.

Социальная зрелость подразу­мевает потребность в общении со сверстниками и умение подчи­нять свое поведение законам дет­ских групп, умение слушать и выполнять указания воспитателя.

Сегодня с помощью компью­терной диагностики можно ус­тановить уровень созревания мозга, психоэмоциональное со­стояние ребенка, определить его внутренние резервы, предсказать, как поведет себя ребенок в стрессовой ситуации или в не­знакомой ему обстановке, на что нужно обратить особое внима­ние при подготовке и в период обучения, и есть ли необходи­мость проведения коррекции (улучшения) работы головного мозга.

Если вы все же опасаетесь за успехи своего ребенка, не стоит учить его математике (сложение и вычитание), чтению по слогам. Куда нужнее общеразвивающие упражнения для укрепления восприятия, памяти, внимания, развития тонкой моторики рук.

Очень полезно запоминать детали пейзажа и окружающей обстановки.

Почаще просите своего малы­ша сравнивать различные пред­меты и явления: что в них обще­го и чем они отличаются.

Предложите ребенку запом­нить последовательность цифр, например, номер телефона. Хо­рошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно проследить дорожку персонажа, а также задания на сравнение двух почти одинаковых рисунков («Найди отличия»).

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющи­ми мелкие движения рук: леп­ка, рисование, аппликации, игры с конструкторами «Лего» — все это создает предпосылки для формирования хорошего почер­ка и способствует развитию мышления ребенка. Используй­те подручные средства — можно дать задание отделить горох от кукурузы или бобов, рассорти­ровать пуговицы, нанизать бу­синки на нитку. И какими бы ни оказались успехи вашего ре­бенка, старайтесь создавать здо­ровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не боялся плохих от­меток и был уверен в том, что его любят.

 

Как определить готовность  ребёнка к обучению?

У ребенка, поступающего в школу, должны быть определен­ный уровень познавательных интересов, готовность к измене­нию социальной позиции, жела­ние учиться. Но помните, что же­лание пойти в школу и желание учиться существенно отличают­ся друг от друга. Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. Родители и воспитатели, понима­ющие, насколько важно наличие у ребенка желания учиться, рас­сказывают ему о школе, об учи­телях и знаниях, приобретаемых в школе, играют с детьми в нее. Ребенка можно подготавливать и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Дети предпочитают играть роли учеников: они пишут, читают, ре­шают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Дети любят также роль учителя, особенно те, которые готовы к школе. Все это вызывает желание учиться, созда­ет положительное отношение к школе.

Следующее условие успеш­ной учебы — выработка у ребен­ка умения преодолевать трудности. Нужно приучить детей дово­дить начатое дело до конца, под­готовить дошкольника к неиз­бежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребенку не бояться школы.

При подготовке к школе вос­питателям и родителям следует научить ребенка и аналитичес­ким навыкам: умению сравни­вать, сопоставлять, делать выво­ды и обобщения. Для этого до­школьник должен научиться внимательно слушать взрослого, читающего рассказ, правильно и последовательно излагать свои мысли, пересказывать, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Это приучает его анализировать суть прочи­танного, а кроме того, учит связ­ной, последовательной речи, за­крепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ре­бенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

Важно воспитать в ребенке любознательность, произвольное внимание, потребность в само­стоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недоста­точно сформирован интерес к знаниям, пассивно поведет себя на уроке, ему будет трудно на­править усилие и волю на вы­полнение заданий.

Немаловажную роль играет и личностная готовность к шко­ле. Сюда входят потребность в общении со сверстниками и умение общаться, а также спо­собность исполнять роль уче­ника.

Для будущего школьника в определенной степени важны усидчивость, умение регулиро­вать свое поведение, возмож­ность достаточно длительное время выполнять задание. Мож­но тренировать внимание, сосре­доточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчи­вости настольные игры, игры в конструктор «Лего», занятия лепкой, аппликацией, т.е. те игры, которые продолжаются доста­точно долгое время.

Кроме всего перечисленного, ребенок должен, несомненно, об­ладать навыками общественной жизни, чувствовать себя уверен­но, находясь вне дома, уметь са­мостоятельно одеваться и разде­ваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговица­ми и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.

 

Чем могут помочь родители в процессе

адаптации (привыкания) ребёнка к школе?

 

Родители заранее должны пойти в школу вместе с ребёнком, чтобы решить следующие задачи:

-  познакомить с учителем ещё до официального начала занятий;

-  посетить несколько раз будущую классную комнату, дать ребёнку посидеть за партой и всё как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась незнакомой, прогуляться вместе по школе и школьному двору;

- постараться заранее познакомить ребёнка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если он будет ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь одноклассником, живущим по  соседству;

- рассказать о примерном расписании уроков и времени, отведённом на уроки, перемены, обед и возможную линейку перед началом занятий, а так­же сообщить, когда начинают­ся и заканчиваются уроки;

- расспросить ребенка, что он чувствует, идя в школу, о поло­жительных и негативных впечатлениях. Постараться акцен­тировать внимание на положи­тельных моментах: интересных
занятиях и возможности заве­сти новых друзей;

- объяснить ребенку, что чув­ствовать волнение несколько первых дней абсолютно нормально и что это испытывают все дети без исключения. Ус­покоить его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

 

Как определить способность детей к обучению грамоте?

 

Каждый из детей научиться читать и считать, станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать мир, слушать, что говорит воспитатель, какие даёт задания, работать по образцу, выполнять действия, из которых складывается учебная деятельность.

    Готовность к школе – необходимый уровень развития ребёнка, без которого он не может  успешно учиться. Но путь развития его индивидуален. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта: знаниями, умениями, навыками, привычками.

Элементарная грамота (навы­ки чтения, письма и счета) дол­гое время была недоступна для народных масс. Обучение  грамоте, как раздел методики родного языка, имеет богатую историю. Проблемы обучения волновали выдающихся педагогов прошло­го: К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.П. Вахтерова, В.А. Флерова и др.

В прошлом столетии на запо­минание букв и складов трати­ли два года. Сегодня в традици­онной методике обучения детей грамоте отводится чтению и письму семь месяцев.

   Учитель должен осознавать, что обучить грамоте означает не только научить ребенка механи­ческим навыкам воспроизведе­ния написанного, но и ввести его в мир науки о языке, показать предмет дальнейшего изучения. Переход к новому уровню раз­вития совершается благодаря промежуточным формам дея­тельности, сочетающим в себе особенности, присущие игре, и черты, характерные для направ­ленного учения. Эти формы де­ятельности ранее ускользали от внимания исследователей из-за своей кратковременности и не­устойчивости, а в результате со­здавалось неверное впечатление о скачкообразности перехода от игры к учению.

Новый уровень регуляции де­ятельности отражается в преоб­разовании всех психических про­цессов у ребенка. Результаты эк­спериментальных исследований, посвященных развитию отдель­ных психических процессов на грани дошкольного и младшего школьного возраста, были пред­ставлены в работах М.Р. Гинзбур­га, А.Л. Венгера, Е.З. Васиной.

Процесс чтения представляет собой сложный психофизиоло­гический акт, состоящий из не­скольких умственных действий. П.Я. Гальпериным в результате многочисленных эксперимен­тальных исследований были ус­тановлены основные этапы, через которые должно проходить фор­мирование всякого умственного действия и связанного с ним понятия. Если исключить этап предварительной ориентировки в задании, то формирование ум­ственных действий и понятий с заранее заданными свойствами закономерно проходит следую­щие этапы:

 

формирование действия на материальных предметах или их материальных моделях-заместителях;

 

того же действия  в  плане громкой речи;

 

собственно умственного дей­ствия.

 

Истоки возможных школьных сложностей и неприятностей нередко обнаруживаются в дошкольном детстве. До 6—7-летнеговозраста ребенка родители не так  часто обращают внима­ние на развитие малыша, особенности его общения с окружа­ющими взрослыми и сверстниками, наличие или отсутствие желания учиться. А в школе у вполне нормального, с точки зрения родителя, ребенка начи­нают возникать и накапливаться трудности, иногда приобретая хронический характер. Рекомен­дуется проводить тестирование по разным предметам в целях определения уровня подготов­ленности к школе детей до­школьного возраста

Уважаемые родители (законные представители)!

Прием граждан по личным вопросам и в целях подачи заявления для предоставления муниципальной услуги (постановка ребенка на очередь) осуществляется каждый вторник 14.00-19.00, четверг 14.00-17.00 по телефону 69-19-73, по адресу ул. Беловежская д.11. Заведующий: Ю.В.Коростелева

Фотоальбом
Мини-музей "Старинная новогодняя игрушка". Группа "Ёлочка"
Встреча со Снеговиком группы "Пчелки" корпус 1
Встреча со Снеговиком группы "Солнышко" корпус 1
Встреча со Снеговиком группы "Солнышко" корпус 2
Квест  "Елочные украшения" в группе "Ёлочка" корпус 2
Квест  "Елочные украшения" в группе "Ромашка" корпус 2
Квест  "Елочные украшения" в группе "Цветочки" корпус 1
Квест  "Елочные украшения" в группе "Ягодка" корпус 2
Осенний праздник в группе "Радуга" октябрь 2019
День Нептуна июль 2019
Сюжетно-ролевая игра "Салон красоты У Нюши"
8 марта 2019.Группа "Ромашка" 2 корпус
8 марта 2019. Группа "Елочка" 2 корпус
8 марта. Группа "Радуга" 2 корпус
Смотр строя и песни

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!