Играем пальчиками
Не секрет, что от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Трудно переоценить значение пальчиковых игр в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, поэтому воспитатель Крымова Елена Владимировна организовала для педагогов мини – практикум «Виды пальчиковых игр с дошкольниками», целью которого стала возможность профессионального обмена методами использования пальчиковой гимнастики, словесных игр в жизни ребёнка, а также активизация желания у воспитателей применять полученные знания на практике.
В практической части мы обсудили виды пальчиковых игр. В некоторые игры, наиболее любимые детям, мы с воспитателями проиграли и проговорили.
Первый вид пальчиковых игр — это пальчиковые игры со стихотворным сопровождением: они побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они запоминаются быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движения пальчиками как в свободное время, так и на прогулке.
«Замок»
Руки складываются в замок, переплетаются пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали, (на этом слове ритмично постукивать друг об друга основаниями ладоней, не расщепляя пальцы)
Покрутили, (не расщепляя пальцы, одну руку поворачивать к себе, другую от себя, попеременно меняя их)
Потянули (тянуть руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская «замок» полностью)
И открыли! (резко отпуская руки, развести их широко в стороны)
Следующий вид - это игры с предметами, которые всегда есть в обиходе: с использованием карандаша с гранями, с прищепками, игры с пробками от бутылок, игры с сыпучими материалами (горох, фасоль, рис, гречка, пшено). Такие игры легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. В играх с сыпучими материалами пальчики станут более гибкими, восприимчивыми к мелким деталям. Предложила проиграть одну из таких игр с бумагой:
1, 2, 3, 4, 5
Мы бумажку будем мять!
Мы бумажку будем мять!
Свои ручки развивать!
(мнём обеими руками, как будто лепим снежок)
В ручку правую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
(берём в правую руку и мнём только правой рукой)
Мы чуть-чуть её помнём
Левой ручке отдаём.
(берём в левую руку и мнём только левой рукой)
В ручку левую возьмём и чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
И на стол быстрей кладём. (И быстрей её кладём)
(убираем смятую бумагу на край стола)
На бумажку посмотри,
На что похоже говори!
Следующий вид пальчиковых игр -это игры манипуляции: они развивают воображение- в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
«Этот пальчик»
Этот пальчик маленький, (загибаем мизинец)
Этот пальчик слабенький (загибаем безымянный палец)
Этот пальчик длинный, (загибаем средний палец)
Этот пальчик сильный, (загибаем указательный палец)
Ну а этот толстячок, (загибаем большой палец)
А все вместе — кулачок! (покрутить кулачком)
1, 2, 3, 4, 5!
Вышли пальчики гулять!
Пальчиковые игры на основе сказок-ещё один вид пальчиковых игр. Такие игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снимают психоэмоциональное напряжение. Можно использовать готовый пальчиковый театр, а можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и проиграть в сказку с детьми.
«Осьминожки»- правая рука осторожно и по очереди передвигая свои «щупальцы»-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог-левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе. ( на пальчики можно одеть колпачки )
Пальчиковые кинезиологические игры. Другими словами — это «гимнастика мозга»: такие игры позволяют активировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.
При развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа кистей и рук: эти игры позволяют активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга при поглаживании, растирании, пощипывании, похлопывании, сгибании, разгибании как всех пальчиков, так и поочерёдно. Пальчиковые игры с элементами самомассажа могут быть без предметов со стихотворным сопровождением и с предметами, такими как су-джок (мяч-ёжик, грецкими орехами, карандашами.
И ещё один вид пальчиковой гимнастики-это игры с музыкальным сопровождением. Народные потешки и песенки очень нравятся детям. Кроме развития речи, памяти, мышления, игры способствуют развитию чувства ритма и музыкальной звуковысотности, а также дети приобщаются к фольклору. Проиграли музыкальную игру из медиатеки Анастасии Логачевской.
Для коллег были разработаны памятки и буклеты об организации пальчиковых игр. Завершилась наша познавательная и интересная встреча обсуждением полученных знаний.
Информацию на сайт подготовила воспитатель
Крымова Елена Владимировна
Уважаемые родители (законные представители)!
Прием граждан по личным вопросам и в целях подачи заявления для предоставления муниципальной услуги (постановка ребенка на очередь) осуществляется каждый вторник 14.00-19.00, четверг 14.00-17.00 по телефону 69-19-73, по адресу ул. Беловежская д.11. Заведующий: Ю.В.Коростелева