Эксперименты и опыты
Первые элементарные представления об окружающем мире, о явлениях и объектах природы, человек получает уже в детстве. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их неживой природой. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное. Дети по природе своей исследователи.
Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их неживой природы.
Неживая природа – это объективная реальность мира, которая непосредственно и непрерывно оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста. Дети способны познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но и некоторые несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояние в другое (вода в твёрдом, жидком, газообразном состоянии, свойство воздуха (он есть всюду, его можно обнаружить, он имеет вес, может сжиматься, свойство магнита притягивать к себе металлические предметы, способность песка пропускать через себя воду и т. д. Выявление скрытых свойств явлений неживой природы, которое происходит под непосредственным руководством воспитателя, положительно влияет на формирование у дошкольников материалистических представлений о природе и составляет основу понимания более сложных физических явлений.
Элементарные опыты
Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое изводится в специально организованных условиях. Познавательная задача должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотношения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно—следственных связей. Опыты должны строиться на основе имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений.
По всей значимости эксперименты приближаются к наблюдению. Этот способ решения познавательной задачи в том случае, если не могут быть использованы другие способы. В процессе экспериментирования дети убеждаются в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Во время совместного экспериментирования педагог с детьми ставит цель, совместно с ними определяются этапы работы, делаются выводы. В ходе деятельности формируются умение детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировать предположения детей, помогают им схематически отразить ход и результаты опыта.
Предположения и результаты эксперимента сравниваются,делаются выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему?
Дети активно принимают участие в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы.
Воспитатель: Шаляпина С.В.
Уважаемые родители (законные представители)!
Прием граждан по личным вопросам и в целях подачи заявления для предоставления муниципальной услуги (постановка ребенка на очередь) осуществляется каждый вторник 14.00-19.00, четверг 14.00-17.00 по телефону 69-19-73, по адресу ул. Беловежская д.11. Заведующий: Ю.В.Коростелева