"Весь мир - развивающая среда"
«Весь мир – развивающая среда. Как ориентироваться в мире познания?»
В раннем дошкольном возрасте малыши активно исследуют окружающий мир. Естественная потребность ребенка узнавать новое чрезвычайно сильна, и очень важно дать крохе возможность реализовать ее в полной мере. В этой статье мы расскажем Вам, какими способами маленькие дети познают окружающую действительность, что именно должен знать ребенок и что ему интересно, а также какие игры помогут сформировать знания о мире.
Раннее детство - это период, во время которого у малыша возникают первые представления об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Позже, полученные знания дети применяют на практике, используя их в своих играх и при выполнении обучающих заданий. Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в раннем дошкольном возрасте.
Познание дошкольниками мира происходит, в основном, эмоционально-практическим путем. Дети обращают внимание на все необычное, яркое, то, с чем они непосредственно сталкиваются.
Определяют три типа детей раннего возраста:
Дети-зрители любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов, лепят, вырезают, одним словом, их любимые занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук.
Младенцев-слушателей легко успокаивает музыка или знакомые голоса, они с радостью воспроизводят простейшие звуки. Дети постарше любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят.
Младенцы-деятели не знает покоя. Они много двигаются сами и любят, когда их кружат и подбрасывают взрослые. Деятели раньше, чем другие дети начинают ползать, а потом ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах
Познавательная активность ребенка раннего возраста – проявляется в виде любопытства, любознательности, познавательной активности, самостоятельности ребенка. Познавательное развитие малыша раннего возраста связано, прежде всего, с органами чувств и совершаемыми ими движениями. Ваш кроха воспринимает как реально существующие только то, что можно потрогать, увидеть или идентифицировать с помощью других органов чувств. Именно поэтому маленькие дети очень любят бросать вещи, ударять ими о стену, высыпать что-то из банок, ощупывать предметы или пробовать их на вкус. Познавательное развитие ребенка раннего возраста проявляется также на этапе узнавания – это когда ребенок узнает родителей, лица родственников. Это возможно уже в 3-4 месяца.
К 8 месяцам ребенок уже способен воспроизводить в сознании образ предмета, который он, когда -либо видел. Например, получив в подарок новую игрушку и смотрев ее, на следующий день ребенок сможет идентифицировать игрушку как уже знакомую ему.
К концу раннего возраста связь действия с предметом становится более свободной: ребенок знает для чего служит предмет, но может использовать его и по-другому назначению. Он может и показать, как выполняют действие без предмета или пользуясь неподходящим предметом (причесываться палочкой или ручкой). Такое отделение действие от предмета- обязательная предпосылка для развития игры. Все успехи малыша в предметной деятельности проявляется в конечном итоге в нарастающей самостоятельности. Это обстоятельство способствует все большему отделению малыша от взрослого и формированию позиции «Я-сам».
Взрослый для малыша- образец действия, он хочет действовать как взрослый. Возникает повышенный интерес к действиям, деятельности взрослых.
Что может вызвать интерес ребенка?
Внимание ребенка носит непроизвольный характер и вызывается качеством внешних раздражителей: ребенка привлекают яркие, блестящие или движущиеся предметы, громкие звуки и т. п.
Со второго полугодия дети проявляют большой интерес к окружающим предметам, начинают рассматривать их, брать в рот, вертеть в руках, манипулировать.
Чем старше становится ребенок, тем больше его привлекают уже не только предметы и люди, но и слова, которые ребенок постепенно начинает понимать.
Какие игрушки и материалы должны быть у ребенка дома?
В детской обязательно должна быть полочка, на которой будут стоять книжки, подходящие по возрасту. Многие дети уже с года с удовольствием листают, рассматривают книги. К двум годам уже можно покупать книги со сказками, которые обязательно читать перед сном.
Мягкие игрушки в виде животных или куклы и пупсы. Они выполняют важную роль «одушевленных» друзей, которых ребенок может купать, кормить, укладывать спать.
Необходимость развивающих игрушек сегодня понимает каждый родитель. Это Сортеры, различные вкладыши, бизиборды, шнуровки, конструкторы и т.д.
Мелкие предметы, причем не обязательно из магазина. Насыпанная в чашку фасоль может стать любимой забавой вашего ребенка.!! Обязательно под присмотром взрослого.
Набор для ролевых игр (набор доктора, игрушечная касса).С их помощью малыш знакомится с различными социальными ролями.
Предметы для творчества- пластилин, краски, карандаши.
Машинки, которые должны быть в арсенале мальчиков и девочек.
И, наконец, совочки, ведерко, лопатки, формочки для игр в песочнице.
Какие предметы обихода должны быть доступны ребенку
для действия с ними и познания?
Действия ребенка с предметами в соответствии с их назначением составляют ведущую деятельность на протяжении всего раннего возраста. Она называется ведущей, потому что именно в ней происходят наиболее существенные изменения всех сторон психики ребенка: Помогайте ребенку осваивать бытовые действия. Освоение орудийных действий происходит при обучении ребенка бытовым навыкам, правилам гигиены, таким как умение пользовать ложкой, расческой, зубной щеткой, мылом и т.д. Обучение правилам использования бытовых предметов должно быть понятным малышу. Обязательно объясняйте ребенку смысл каждого действия: мыло и вода делают ручки чистыми, зубки нужно чистить, чтобы они были белыми и не болели, волосики нужно причесывать, чтобы они были красивыми и пр. По возможности сопровождайте обучение детскими стишками, песенками.
Как организовать игровую зону (место для игр, движения, познания) дома?
Прежде всего организуйте в комнате удобный игровой уголок. Сделайте низкие полки для книг, карандашей и красок, кубиков, машинок. Поставьте коробку или ящик для мелких игрушек, маленький столик и стульчик для рисования, лепки, чтения. Создавайте условия для детского экспериментирования: организуйте удобное место и подберите подходящие материалы таким образом, чтобы, занимаясь своими делами, вы могли держать ребенка в поле своего внимания и вовремя придите ему на помощь.
Маленькие дети очень любят устраиваться со своими игрушками рядом со взрослыми. Если вы готовите еду на кухне, посадите ребенка за столик и предложите ему несколько жестяных банок из-под крупы: больших, средних и маленьких и покажите, как их можно вкладывать одна в другую. Банка с крышкой, заполненная мелкими предметами даст малышу возможность прятать и находить игрушки, пластмассовая бутылка с крупой и чашка – пересыпать разные вещества из одной емкости в другую.
В ванной или на кухне можно организовать игры с водой. Оденьте ребенку фартучек, заполните тазик водой и покажите, как можно пускать кораблики из скорлупы грецкого ореха, или дощечек, обратите его внимание на то, что одни предметы плавают, а другие тонут, научите выжимать губку, пропитанную водой. Во время прогулки можно устраивать игры с песком: перекладывать его лопаткой в ведерко, высыпать, делать куличики, строить башню или горку.
Как регулировать время самостоятельной детской деятельности?
Нужно ли родителю включаться в детскую деятельность? В каких ситуациях нужно, а в каких – нет.
Самостоятельная деятельность детей занимает большую часть бодрствования. Самостоятельные игры детей возникают по их собственной инициативе. Малышей не ограничивают ни в выборе игрового материала, ни во времени. Ребенок волен сам менять вид деятельности, место игры, ее цель.
Отклик родителя на проявленный ребенком интерес к предмету, процессу или явлению: как?
Взрослый выступает и в роли носителя новых идей. По ходу игры он побуждает ребенка к активным действиям, усложняет игру («А теперь попробуй прокатить машинку в узкие воротца!»), продлевает ее.
Взрослый – ценитель успехов ребенка. Он не должен скупиться на щедрые похвалы, отмечая даже совсем незначительные успехи малыша. Положительная оценка взрослого очень значима для малыша, играет существенную роль в его дальнейшем развитии.
«Делай как я!» - показ взрослым способа действия с предметом:
В каких ситуациях? Как?
Взрослый постоянно обучает малыша. Под его руководством входе режимных процессов (кормление, одевание, игра) они осваивают разнообразные действия; действуя с предметами-игрушками, овладевают орудийными и соотносящими действиями.
Предоставление ребенку возможности действовать самостоятельно,
пробовать и ошибаться: В каких ситуациях? Как?
Поощряйте стремление ребенка к самостоятельности. На втором году жизни, когда ребенок еще слишком мал, чтобы обходиться без помощи взрослых, близкие стараются все делать за него. По мере овладения разнообразными умениями и навыками ребенок все чаще начинает отстаивать свое право действовать самостоятельно. Особенно интенсивно стремление к самостоятельности возрастает на третьем году жизни малыша. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Поддерживайте это ценное стремление ребенка.
По мере освоения ребенком новых умений и навыков доверяйте ему действовать самостоятельно. Возьмите на себя только то, что он не может сделать сам, остальное предоставьте делать ему самому. Наберитесь терпения, подавите в себе стремление сделать все быстро за ребенка. Избегайте педантизма и мелочного контроля над малышом.Для того чтобы воспитывать у малыша самостоятельность, нужно показывать и объяснять ему последовательность тех или иных действий так, чтобы это было понятно ему.
Учите ребенка правильно вести себя за столом. Помогите ему правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, вместе красиво сервируйте стол. После еды предложите малышу убрать за собой чашку, тарелку.
Учите малыша снимать и надевать одежду, обувь, расстегивать и застегивать пуговицы и молнии.
Приучайте его следить за своим внешним видом, ухаживать за своими вещами.
Побуждайте самостоятельно причесываться, заправлять рубашечку в штанишки, вешать одежду на свою вешалку, ставить в нужное место обувь, разбирать и убирать кроватку.
Предоставляя ребенку свободу во время игр и занятий, приучайте его после их окончания наводить порядок: убрать на место игрушки, поставить на полку книжки, вытереть испачканный акварельными красками стол. Старайтесь сделать эти бытовые дела интересными для ребенка. Используйте для этого игровые приемы. Например, скажите малышу от имени игрушек, что им надоело валяться на полу, что им холодно, и они хотят, чтобы их убрали в их теплый домик (коробку). А книжки хотят вместе со своими сестричками стоять рядом на полочке.
Полезные упражнения с Вашим малышом от педагога-психолога:
Научите ребенка давать отдых глазам или расслаблять их. Метод заключается в том, чтобы ребенок, прикрыв глаза ладонями так, чтобы не проникал свет, по команде закрывал глаза на десять секунд.
Изучайте вместе какой-нибудь предмет, потом убирайте его и по очереди пытайтесь описать этот предмет.
Занимайтесь вместе художественным творчеством. Дайте ребенку красивые карандаши, скрепки, фломастеры, краски. Покупайте для него простые пазлы.
Купите ребенку доску с магнитной азбукой или другими фигурками; констуктор ЛЕГО или подобные ему. Может быть, его заинтересуют модели машинок с прицепами, открывающимися дверями и другими мелкими деталями.
Такие игры развивают руки и пальцы.
Дайте ребенку как можно больше журналов, пусть он делает с ними все, что хочет.
Дайте ребенку возможность слушать побольше музыки; приобретите кассеты с записями для детей. Детский магнитофон дает возможность ребенку самому нажимать на разноцветные кнопки.
Старайтесь обеспечить ребенку контакты со сверстниками.
Говорите, пользуясь сложными предложениями, определениями. Описывайте все в деталях. Это побудит ребенка так же строить и свою речь. Беседуйте с ребенком при любой возможности (на прогулке, в транспорте и т.д.), задавайте ему побольше вопросов.
Почаще читайте вслух и обсуждайте прочитанное. Можно вместе рассматривать рекламные журналы и рассказывать, что на фотографиях. Так можно расширить словарный запас. Для чтения хорошо выбрать специальное, особенно уютное место. Ребенка можно заинтересовать объемными или движущимися картинками.
Совершенствование и развитие навыков деятеля:
- дайте ребенку небольшой тазик, некое подобие домашней песочницы. Налейте туда воды, или насыпьте различные крупы, кукурузные хлопья и тому подобное. Ребенку будет приятно копаться в этом тазике, пересыпая различные материалы.
Качели во дворе или спортивный комплекс дома - отличный стимул для физических упражнений. Очень полезно записаться в детскую спортивную группу.
Танцуйте вместе под музыку.
Спасибо за внимание!
Уважаемые родители (законные представители)!
Прием граждан по личным вопросам и в целях подачи заявления для предоставления муниципальной услуги (постановка ребенка на очередь) осуществляется каждый вторник 14.00-19.00, четверг 14.00-17.00 по телефону 69-19-73, по адресу ул. Беловежская д.11. Заведующий: Ю.В.Коростелева