Речевое развитие в раннем возрасте
Речевое развитие в раннем возрасте. Логопедические игры и упражнения
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно в тесной связи со взрослым. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки. Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте. Для малыша в этом возрасте – родители, это самые главные, родные и близкие люди.
И поэтому, один из главных советов родителям, заключается в том, что с ребенком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – т. е. человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что ребенок хочет сказать.
Ребенок должен научиться называть себя по имени. Укажите на малыша и спросите: «Как тебя зовут?» Произнесите его имя. Повторите это много раз. Пусть ребенок произносит свое имя вместе с вами, когда вы спрашиваете: «Как тебя зовут?» Время от времени снова задавайте ему этот вопрос, и так до тех пор, пока он не научится произносить свое имя самостоятельно. Называйте ребенка по имени, когда вы разговариваете, играете с ним. Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, чего он хочет и что делает. Показываете ребенку на прогулке новые для него предметы и рассказывайте о них. Говорите с ребенком правильно, четко произнося слова и фразы. Новое для него слово произносите не только отдельно, но и в структуре предложения. Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. За всё дошкольное детство детская речь претерпевает множество изменений, формируются и развиваются все стороны речи – фонетическая, грамматическая, лексическая. Только при полноценном владении ребёнком дошкольного возраста родным языком, мы сможем продуктивно решать задачи его всестороннего воспитания в самый подходящий период развития.
Советы родителям по развитию речи детей.
- Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой, правильной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за ее правильностью.
- Как можно чаще общайтесь с ребенком. Помните, что основные собеседники в семье- это мама, папа, бабушка, дедушка. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу).
- Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким, ясным, выразительным. И обязательно обсуждайте прочитанное.
- Приобретайте книги с красочными иллюстрациями, картинки, настольно-печатные игры.
- Уделяйте больше внимания развитию связной речи: рассказыванию сказок, пересказу сказок, составлению творческих рассказов (ребенок придумывает их сам, составлению рассказов по картинкам. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
- Улучшению звукопроизношения способствуют скороговорки, чистоговорки.
- Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки. Загадки учат детей делать выводы, анализировать, развивают мышление. Обязательно при этом задавайте ребенку вопросы: «Как догадался?», «Почему?»
- Не забывайте, что ведущий вид деятельности детей –это игра, через игру ребенок усваивает все быстрее. Чем раньше мы начнём обучать малыша родному языку, тем привычнее он будет чувствовать себя в общении в дальнейшем. Закладывая прочную основу для развития речи в самом детстве, мы готовим ребёнка к систематическому изучению родного языка.
Логопедические игры и упражнения:
Предлагаем познакомиться с некоторыми играми, помогающими развить слуховое внимание детей уже в раннем возрасте.
1. Постучим, погремим! Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Малышу предлагается без зрительной опоры определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого возможно полнее. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. После каждого произведенного действия ребенок должен рассказать о нем в силу своих речевых возможностей, но максимально подробно. При значительных трудностях звучание повторяется со зрительной опорой. Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.
Узнавание неречевых звуков
- Узнай по звуку.
На столе перед ребенком находятся несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т. п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (или ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.
- Мишка и зайчик.
Взрослый говорит и демонстрирует: «Мишка ходит медленно — вот так, а зайчик прыгает быстро — вот как! Когда я буду ударять по барабану медленно, ходите, как мишка, когда буду стучать быстро — прыгайте быстро, как зайчик».
- Найди звучащую игрушку.
Выберите и включите игрушку, которая звучит достаточно долго. Спрячьте ее, а ребенок пусть ищет, ориентируясь по звуку. Сначала можно просто накрыть игрушку тряпочкой. С каждым разом усложняйте игру.
- Тишина, шепот и шум моря.
1) Разложите перед ребенком несколько игрушек и отойдите на 2–3м. шепотом нужно попросить малыша совершить различные действия с игрушками: посадить мишку в машинку, поставить кубики друг на друга и т.д.
2) Это задание из коллекции М.Монтессори. Сядьте вместе с детьми, замрите и послушайте тишину. Прислушайтесь, и вы, возможно услышите шум капающей из крана воды, тиканье часов или шум ветра в щели. На площадке, летом, это может быть стрекотанье кузнечиков в траве, чириканье воробьев, а можно послушать, как дождь барабанит по крыше.
3) Приложите большую морскую ракушку к уху ребенка, будет слышен глухой шум — «шум моря». Если нет ракушки, можно подобрать подходящую баночку или детский пластмассовый стаканчик.
- Угадай, что гремит.
Перед ребенком выставляются 4–5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок отворачивается) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.
Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.
- Кто позвал?
Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал.
- Какой поезд гудит?
Упражнение направлено на изменение звукокомплекса по силе. Взрослый предлагает детям угадать и показать, какой поезд гудит вот так: ТУ-ТУ-ТУ! (Взрослый гудит сначала очень громко, затем голосом средней силы, затем тихо.) После этого взрослый предлагает ребенку погудеть как поезд, который едет рядом с нами, как поезд, который удаляется от нас и как поезд, который находится очень далеко от нас.
- Кто говорит?
Ребенку предлагается угадать, кто из героев сказки «Колобок» говорит. (Взрослый говорит за зайца, медведя, волка, лису разными голосами). Затем ребенку предлагается самому превратиться в зайца, медведя, волка или лису и сказать: «Колобок, колобок, я тебя съем!» разными голосами.
Аналогичную игру можно проводить со сказкой «Теремок».
- Кто мычит?
Детям предлагается угадать, кто мычит: папа-бык, мама-корова или теленок. (Взрослый изображает корову-маму, теленка и быка-папу). Затем ребенку предлагается самому промычать как корова-мама, теленок, бык-папа.
Различение слов, близких по звуковому составу.
Покажи, где…
Мышка — мишка
Уточка — удочка
Коза — коса
Ложки — рожки
Уважаемые родители (законные представители)!
Прием граждан по личным вопросам и в целях подачи заявления для предоставления муниципальной услуги (постановка ребенка на очередь) осуществляется каждый вторник 14.00-19.00, четверг 14.00-17.00 по телефону 69-19-73, по адресу ул. Беловежская д.11. Заведующий: Ю.В.Коростелева