Развитие грамматического строя речи
К двум годам ребёнок не только подражает речи взрослого, используя готовые образцы, но и активно осваивает правильные грамматические формы. Впрочем, в речи малыша часто появляются аграмматизмы, что говорит о его самостоятельности в построении высказываний. В дошкольном возрасте формирование грамматического строя речи у детей проходит в игровой форме. Предлагаю Вашему вниманию несколько вариантов игр:
«ГОСТИ»
Приготовьте куклу, посуду, грибки, яблочки, зайку, мишку. Объясните ребёнку, что к кукле придут в гости зайка и мишка, надо их принять. Накройте вместе с малышом стол. Спрашивайте, что нужно положить на стол: вилки, ложки и т. д., добиваясь от ребёнка употребления множественного числа существительных. Затем спросите, что принесли гости: «Зайка – грибы, мишка – яблоки» и т.д. Предметы могут быть заменены на другие.
«ДАЙТЕ МНЕ»
Приготовьте несколько наборов мелких предметов или игрушек. Попросите ребёнка дать вам кубик (кубики), шарик (шарики). Если малыш дифференцирует предметы и не ошибается, сопровождайте его действия словами, выделяя окончания: кубик [и].
«ГДЕ?»
Покажите малышу шарик. Спросите, что он видит? «Шарик». Покажите ему еще один шарик и опять спросите, что он видит? Скажите: «Правильно, шарики. А теперь покажи, где один шарик, а где шарики?».
Вариант игры: предложите ребёнку картинки с изображением предметов сложной формы множественного числа: дети, листья, рога. Покажите малышу один предмет на картинке, затем несколько и назовите их во множественном числе. Постепенно малыш освоит это.
«МАГАЗИН»
Приготовьте много игрушек и расположите их, имитируя магазинные полки. Предоставьте ребёнку роль покупателя и попросите его сделать заказ на покупку. Когда ребёнок просит «продать» ему мяч, спросите: «Какой?» - «Синий» т.д. Упражнение помогает ребенку научиться согласованию существительного с прилагательным.
«ТЕРЕМОК»
Приготовьте картинки с изображением героев известной сказки или игрушек персонажей. Звери по очереди «приходят» к теремку, но дверь «открывается» только, если ребёнок правильно согласует существительное и глагол в прошедшем времени в ответе на ваш вопрос: «Кто пришёл в теремок?» - «Мышка пришл[а], заяц пришел []».
«КТО СДЕЛАЛ?»
Задавайте малышу вопросы о действиях, произведенных членами семьи: «Бабушка ушла в магазин».
– «Куда ушла бабушка?».
«Папа взял газету».
– «Что взял папа?»
В ответе малыша должен быть глагол.
«КТО ГДЕ?»
Расположите несколько игрушек (предметов) в разных местах (на столе, в ящике стола, на полке), потом начните задавать ребёнку вопросы о том, где кто (что) лежит:
«Где стакан?»
- «На столе».
«Где ложка?»
- «В столе».
Малыш должен употреблять в своих ответах предлоги.
«ЗАЯЦ И ЗАЙЧОНОК»
Приготовьте игрушки или картинки с изображениями животных и детенышей. Перемешайте их и предложите малышу разобрать по парам: «Где заяц, а где зайчонок, где лиса, а где лисенок?»
Важно научить малыша употреблять уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Общаясь с ребёнком, создавайте ситуации, в которых необходимо использование вопросительных предложений: «Ты будешь есть торт?» и т.д. Иначе малышу будет сложно усвоить вопросительную интонацию.
Если вы предлагаете ребёнку последовательно выполнить три каких-либо задания, попросите его сопровождать свои действия высказываниями, соответствующими последовательности выполнения. Учите ребёнка пользоваться сложноподчинёнными предложениями. Например, попросите малыша рассказать о двух событиях, которые произошли совсем недавно: «Мы пошли гулять, и я нашёл шарик».
Объясняйте ребёнку последовательность событий. Можно попросить его ответить на вопрос: «Что случится, если …» (ты вступишь в лужу)?
Желаю успехов!
Информацию подготовила: учитель-логопед Скородумова Мария Константиновна
Уважаемые родители (законные представители)!
Прием граждан по личным вопросам и в целях подачи заявления для предоставления муниципальной услуги (постановка ребенка на очередь) осуществляется каждый вторник 14.00-19.00, четверг 14.00-17.00 по телефону 69-19-73, по адресу ул. Беловежская д.11. Заведующий: Ю.В.Коростелева