"Проблемные ситуации - пути их решения"
Консультация для родителей
«Проблемные ситуации – пути их решения»
Отличительной особенностью консультативной практики является различная частота обращений родителей по поводу детей разного возраста. Основной поток составляют родители дошкольников и младших школьников. Однако, в последнее время всё чаще за психологической помощью обращаются родители детей в возрасте от 1,5 - 3 лет.
Возраст от 0 до 3 лет - раннее детство - особый период в жизни ребёнка. Поведенческие реакции и эмоции малыша возникают в ответ на конкретную ситуацию и не обладают устойчивостью. Многое можно изменить, перенаправить и скорректировать.
Рассмотрим вопросы, которые тревожат родителей, имеющих детей раннего возраста.
1. Наиболее часто родителей детей 2 - 3 лет тревожит запаздывание появления активной речи- самостоятельного использования слов. Появление активной речи-свидетельство психического развития малыша, которое позволяет родителям сравнивать своего ребёнка со сверстниками. Нередко психологу приходится слышать, жалобу о том, «что мой ребёнок заговорил на два месяца позже, чем соседский». Иногда такое сравнение может привести к неоправданным волнениям. Родители начинают использовать всевозможные формы стимуляции речи. Бесконечные просьбы «повтори», «скажи» зачастую приводят к прямо противоположным результатам. Ребенка начинают пугать не столько постоянные просьбы произнести то или иное слово, сколько эмоциональная окрашенность речи родителей. Последствием такой настойчивости со стороны родителей может быть избегание ребенком самой ситуации общения, что в свою очередь только усугубляет проблему.
Для получения информации необходимо обратиться за помощью к специалисту - учителю-логопеду. Психологическая помощь будет эффективна в тех случаях, когда запаздывание активной речи связано с особыми условиями общения с ребёнком в семье.
В данном случае можно рекомендовать расширить сферу общения с ребенком: называть все предметы, с которыми играете, свои действия, действия других людей и самого ребенка, комментировать происходящее. А также ограничить время пребывания ребёнка за компьютером.
2. Ещё одним поводом для обращения за консультацией к психологу являются непослушание ребенка.
В раннем возрасте ребёнок активно познаёт мир: «везде лезет», «все хватает», пытается повторить действия взрослых. Естественно, что родители ограничивают детскую инициативу или стремятся помочь ребенку в выполнении действия. Подобное ограничение встречает бурный протест со стороны ребёнка.
В данной ситуации маме необходимо четко определить, что «нельзя», а по каким вопросам она могла бы пойти на компромисс. Прежде всего до сознания малыша следует довести те запреты, которые связаны с причинением боли другим и себе самому. Для того чтобы «нельзя» были слышны, они должны звучать редко. Если нет опасности для жизни и здоровья людей, дайте ребенку возможность поступить по-своему и посмотреть, что получится (пролить сок, уронить игрушку). Тогда родительских запретов станет меньше, следовательно, снизится количество «нет» ребёнка. Претензии мальчика вызваны недостаточной свободой. Предоставив больше свободы в тех вопросах, в которых ребёнок уже компетентен, мама сможет вернуть взаимопонимание с ребёнком. Взрослый не может остановить познание малыша, но может участвовать в нем в качестве помощника, приобретая тем самым возможность управлять ситуацией.
3.Часто родители обращаются с жалобой на агрессивное поведение ребёнка («бьёт, кусает»). Чаще всего агрессивное поведение у детей связано с семейной атмосферой. Некоторые родители демонстрируют образцы агрессии детям (шлёпают, кричат, разговаривают в грубом тоне).
В данной ситуации можно предпринять следующие шаги.
Исключить агрессивные проявления всеми членами семьи, демонстрировать модель бесконфликтного поведения.
Предоставить ребёнку способы конструктивно выплёскивать свою агрессию (бить спортивную «грушу», бить в барабан, громко петь песни, поощрять рисование, которое ребёнок использует как средство адаптации).
Подчеркивать, что ребёнок хороший, хвалить за хорошее поведение.
4. Ещё одним поводом для обращения родителей к психологу являются детские страхи.
Например, страх насекомых. Ребёнку необходимо конкретизировать свой страх: рисунком (нарисовать мух, пчёл, пауков, которые пугают ребёнка), игрушкой, чтением сказки (например, «Муха-цокотуха»), можно проиграть историю и предложить малышу роль мальчика, который не боится насекомых.
Родителям необходимо принять меры по созданию безопасной атмосферы в семье: исключить из общения шум, крики, излишнюю опеку.
Итак, дорогие родители, помните, что в раннем возрасте многое можно скорректировать, изменив поведение окружающих ребёнка близких людей. Оставляйте для живого общения с ребенком как можно больше времени. Терпения вам в воспитании детей!
Иванова Т.В., педагог - психолог
Уважаемые родители (законные представители)!
Прием граждан по личным вопросам и в целях подачи заявления для предоставления муниципальной услуги (постановка ребенка на очередь) осуществляется каждый вторник 14.00-19.00, четверг 14.00-17.00 по телефону 69-19-73, по адресу ул. Беловежская д.11. Заведующий: Ю.В.Коростелева