Особенности развития ребенка раннего возраста
Особенности развития познавательных процессов ребенка
раннего дошкольного возраста»
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка раннего возраста. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
Интерес к познанию – отличительная особенность маленьких детей.
Задачи познавательного развития детей на этапе раннего возраста выглядят следующим образом:
- Создание среды, располагающей к интеллектуальному развитию ребенка. Ребенку должны создаваться условия, располагающие к комфортным играм, взаимодействию с членами семьи и сверстниками.
- Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим в нем событиям. Необходимо поощрять ребенка обращать внимание на то, что происходит вокруг, в особенности – делиться с родителями своими впечатлениями.
- Развитие у ребенка младшего возраста способностей к активной творческой деятельности, различных операций с предметами. В его распоряжении должны быть материалы для творчества.
- Расширение понятийного аппарата и представлений об окружающем мире. Для этого очень важно общаться с ребенком на простые, доступные его возрасту темы. Желательно также смотреть познавательные передачи и смотреть развивающие телепередачи.
- Развитие понимания причинно-следственных связей и факторов, объясняющих происходящие вокруг события. Этому очень способствуют ответы на всевозможные детские «почему». Важно относиться серьезно к любым вопросам, какими бы нелогичными они не казались.
- Создание условий, поощряющие в ребенке проявления самостоятельной активной деятельности. Лучше разрешить ребенку самостоятельно, пусть не с первого раза и не лучшим образом сделать то или иное действия, чем лишать его возможность проявить инициативу.
Формирование доброжелательного отношения к людям и окружающему миру в целом. Развитие познавательной активности.
Благодаря познавательному интересу знания с малышами, и процесс их приобретения может стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.
Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.
Игры на развитие психических процессов детей от 1 до 2 лет:
Внимание, мышление, память.
Игра «Сложи домик»
Разложить перед ребенком фигуры разного цвета. Предложить собрать все домики из деталей одинакового цвета. Придумать, кто будет жить в этих домиках. Затем от имени «жильцов» внести предложения по переустройству жилища, например, «Зайка из синего домика хочет, чтобы ты поменял ему крышу. Вместо синей поставил красную. А мышка из желтого домика хочет, чтобы окно у нее стало квадратное».
Игра «Прятки»
Спрячьте знакомую для малыша игрушку и предложите найти. Для ребенка 1 - 1,5 лет можно просто положить игрушку на видное место, чтобы он смог легко найти ее. Когда малыш поймет суть игры, постепенно усложняйте задание – накрывайте игрушку платочком, прячьте за другие предметы.
Игра «Найди звук»
Для этого вам понадобится игрушка со звуковым сигналом (достаточно длительным). Прячем ее, и предлагаем малышу поискать данный предмет по звуку. Для начала прячьте игрушку так, чтобы малыш смог легко найти ее, постепенно усложняйте задание. Помогайте крохе, если он испытывает затруднение. Эта игра помогает ребенку развить слуховое внимание, что очень важно для речевого развития.
Игра «Покорми птичку» (кукольный театр)
Для игры понадобится игрушка птичка, тарелочка из кукольного сервиза. Слышится писк резиновой игрушки. Прислушайтесь, спросите у ребенка: «Кто там? Слышишь, пищит. Давай еще послушаем». С писком появляется птичка, порадуйтесь с ребенком «Это птичка! Вот она!». Птичка здоровается с малышом, потом снова пищит. «Птичка просит есть, покормим птичку». Достаете тарелочку, ставите перед игрушкой «Птичка ест, клюет». Затем птичка благодарит ребенка и улетает. В следующий раз, играя в эту игру, замените игрушку.
Игра «Села мошка на ладошку»
Коснитесь указательным пальцем центра ладошки малыша. Произнесите: «Села мошка на ладошку». Затем начните круговыми движениями гладить пальцем ладонь, говоря при этом: «Посиди еще немножко, посиди, не улетай!» И наконец воскликните: «Улетела! Ай», убирая при этом палец и взмахивая руками. Повторять можно много, много раз. Эта простая пальчиковая игра пойдет на пользу крохам от 1 до 2 лет.
Игра «Ладушки-кулачки»
Хлопайте руками перед собой, приговаривая: «Ладушка-ладушки». Затем сожмите кулаки и ритмично ими помашите. Сопровождайте это движение словами: «Кулачки-кулачки». Повторите «ладушки» и «кулачки» несколько раз. Потом уберите руки за спину и скажите: «Спрятались ручки! Где они? Ищи!» Наконец, верните руки из-за спины вперед и порадуйте малыша: «Вот они, нашлись!»
Эта игра также рассчитана на самых маленьких: от 1 года до 2. После того как ребенок привыкнет к такому развлечению, можно предложить ему хлопать и трясти кулачками вместе с вами. Так малыш от простого запоминания определенного порядка действий перейдет к его повторению.
Педагог-психолог МАДОУ д/с №155 (3)
Тараданова Ксения Сергеевна
Уважаемые родители (законные представители)!
Прием граждан по личным вопросам и в целях подачи заявления для предоставления муниципальной услуги (постановка ребенка на очередь) осуществляется каждый вторник 14.00-19.00, четверг 14.00-17.00 по телефону 69-19-73, по адресу ул. Беловежская д.11. Заведующий: Ю.В.Коростелева