"Ошибки родителей, которые влияют на речевое развитие детей"
«Ошибки родителей, которые влияют на
Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими
Одним из таких факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Это может нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка. Ребенок быстро понимает, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.
Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста все встанет на свои места. К тому же родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.
Стоит отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.
Также может негативно сказаться на речевом развитии ребенка и быстрая, неразборчивая речь взрослого. В этой ситуации срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают быстрый темп речи, что может привести к заиканию. У ребенка могут возникнуть трудности и в усвоении звуко-слоговой структуры слов. Если ребенок не может разобрать услышанное, то и воспроизвести полноценно ему будет трудно. При быстрой и невыразительной речи нередко теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.
В наше время проблемой является и бедный речевой опыт детей. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. В результате страдает связная речь детей. Стоит выделить и то, что часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день.
В результате можно выделить несколько правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи:
- правильная, грамотная и выразительная речь взрослых;
- проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря);
- создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно;
- четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце;
- создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей;
- создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи;
- организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками;
- своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.
Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых
проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку, и родителю.
Информацию подготовила: учитель-логопед Скородумова Мария Константиновна.
Уважаемые родители (законные представители)!
Прием граждан по личным вопросам и в целях подачи заявления для предоставления муниципальной услуги (постановка ребенка на очередь) осуществляется каждый вторник 14.00-19.00, четверг 14.00-17.00 по телефону 69-19-73, по адресу ул. Беловежская д.11. Заведующий: Ю.В.Коростелева