Игры на развитие пассивного словаря
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ
На первых этапах речевой активности, важна роль пассивного словаря.
Пассивный словарь, это то, что ребенок «понимает, но не говорит» из-за возраста или задержки в речевом развитии.
Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями.
Представляю Вашему вниманию игры на развитие пассивного словаря, которые можно проводить в домашних условиях.
Румяные щёчки
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — названия частей тела и лица и их назначение.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.
— Покажи, где у Миши щёчки? Покажи, где у Миши носик? Покажи, где у тебя руки? Покажи, где у тебя, ноги? И т.д.
Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не название, а назначение части лица или тела.
—Покажи, чем Миша кушает? Чем Миша ходит? Чем Миша смотрит? Чем Миша слушает?
Зеркало
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — названия частей тела и лица, одежды и обуви, названия движений и действий.
Оборудование: большое зеркало.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый рассматривает вместе с ребенком его отражение в зеркале — лицо, тело, одежду.
—Кто там? Это наш Ваня. Покажи, где у тебя голова. А где волосы? Покажи пальчики. А где у тебя платочек лежит? Вот он, в кармане. А где у Вани штанишки? А маечка? Покажи, что у тебя на ногах. Это тапочки. И т.д.
Далее можно попросить ребенка изобразить перед зеркалом различные движения и действия.
—Покажи, как ты посылаешь поцелуй. Помаши руками. Покажи, как ты танцуешь. Покажи, как зайчик прыгает. И т.д.
Посидим, полежим!
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — названия предметов мебели и их назначение.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы мебели в помещении и просит показать их.
—Где стол? Где стул? Покажи! Где кроватка? А где диван? И т.д. Далее можно, не называя предметы мебели, указывать их назначение.
— Покажи, на чем ты будешь спать? А на чем будешь рисовать?
На чем ты сидишь? А где одежда лежит? И т.д.
Если ребенок правильно находит и показывает предмет, взрослый хвалит его и называет этот предмет мебели.
— Правильно, это стол. За столом будем кушать. А это шкаф -
там лежит одежда. И т.д.
Прятки
Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря ребенка по теме «Игрушки».
Оборудование: игрушки — мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведёрко.
Ход игры: Игра проводится индивидуально. Перед началом игры разложите игрушки в разных местах комнаты — на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Игрушки должны быть хорошо видны. Предложите ребенку игру.
—Вот к нам пришла кукла Катя. Она плачет. Знаешь, почему кукла Катя плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давай поможем Кате найти игрушки. Ваня, ты найди мишку. Молодец, Ванечка, нашел мишку! Смотри, как кукла Катя радуется. А теперь найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу, на полу. И т.д.
В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек и картинок постепенно увеличивайте. Можно ребенку давать задание найти и принести две игрушки (картинки) и более.
В дальнейшем можно использовать другие знакомые ребенку предметы.
Великаны и лилипуты
Цель: развитие понимания речи, расширение пассивного словаря ребенка.
Ход игры: Предложите ребенку поиграть в великанов и лилипутов.
—Давай поиграем в великанов и лилипутов. Великаны — большие. Когда изображаем великанов, стоим во весь рост. А лилипуты очень маленькие. Когда изображаем лилипутов — присаживаемся на корточки. Слушай внимательно, что я буду говорить: говорю «великаны» - стоим, говорю «лилипуты» - присаживаемся!
Параллельно с объяснением правил игры показываем нужные движения — стоим или присаживаемся, побуждаем ребенка повторить движения. Затем начинается игра: поочередно произносим слова: «лилипуты» или «великаны», одновременно выполняя соответствующие движения; ребенок, повторяет движения. Сначала игра выполняется медленно, постепенно темп произнесения слов и смены движений ускоряется.
Где что лежит?
Цель: научить ребенка понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами «на», «под», «в», «около». Оборудование: коробка, несколько мелких игрушек. Ход игры: Поставьте на стол коробку с крышкой, а рядом — несколько мелких игрушек. Положите одну игрушку в коробку, другую под коробку, третью на коробку, четвертую около коробки. Сопровождайте свои действия соответствующими словами. Названия предлогов следует выделять в предложении при помощи интонации и силы голоса.
— Вот карандаш. Я кладу карандаш коробку. Где теперь карандаш? В коробке. А вот картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой. И т.д.
После объяснения и демонстрации действий с предметами предложите ребенку действовать по инструкции.
—Лена, положи карандаш под коробку. А теперь положи кубик на коробку. И т.д.
Где много, а где мало?
Цель: научить ребенка различать грамматическую форму единственного и множественного числа имен существительных. Оборудование: предметные картинки, на которых изображены различные предметы в количестве один и много (такие изображения можно подобрать из наглядного материала по развитию математических представлений). Ход игры: Разложите перед ребенком картинки. Затем дайте задание.
— Покажи, где бабочка. А где бабочки? Где мяч? А где мячи? Где цветок? А где цветы?
Отгадай загадку — покажи отгадку!
Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря ребенка по разным темам; обучение ребенка узнаванию предметов по их функциональному назначению; развитие мышления ребенка.
Оборудование: предметные картинки по разным темам.
Ход игры: Игра проводится на ковре. Посадите ребенка на пол. Разложите перед ним предметные картинки изображением вверх.
- А сейчас мы будем отгадывать загадки. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Покажи, чем едят суп (картинка - «ложка»). Покажи, что катится (картинка - «мячик»). Покажи, чем можно рисовать (картинка - «карандаш»). Покажи, что надевают на голову (картинка - «шапка»). Найди и покажи то, что можно есть (картинки - «яблоко», «конфетка», «сыр») и т.д.
Если ребенок затрудняются в поиске нужной картинки, можно дать развернутое описание нужного предмета. Если ребенок не смог найти нужную картинку, следует показать ему реальный предмет, описать его свойства, обыграть его.
Желаю Вам успехов и отличного времяпровождения!
С Уважением, учитель – логопед Мария Константиновна
Уважаемые родители (законные представители)!
Прием граждан по личным вопросам и в целях подачи заявления для предоставления муниципальной услуги (постановка ребенка на очередь) осуществляется каждый вторник 14.00-19.00, четверг 14.00-17.00 по телефону 69-19-73, по адресу ул. Беловежская д.11. Заведующий: Ю.В.Коростелева