Влияние современных гаджетов на жизнь и речь ребенка
Влияние современных гаджетов на жизнь и речь ребёнка
Сегодня ни одна семья не может представить жизнь без мобильного телефона, компьютера или планшета. Если раньше все эти предметы являлись средством связи, то теперь для большинства людей они выполняют развлекательную функцию.
Какое влияние оказывают гаджеты на речевое развитие ребёнка, учитывая, что сегодня родители нередко начинают приучать детей к пользованию гаджетами едва ли не с пелёнок.
Чтобы разобраться необходимо поговорить о развитии речи ребёнка. В
речевом развитии очень важен довербальный этап развития речи ребёнка.
Так как именно в этот период (первый год жизни ребенка) складываются
условия для понимания речи, дети учатся выделять среди всех окружающих звуков именно звуки человеческой речи, в этот период нарастает чувство к тем характерным речевым звукам, которые формируют понимание речи.
Начиная с 6 месяцев внутриутробной жизни, кроха слышит. Он может различать интонацию, звуки маминого голоса и окружающие шумы. Родившись, малыш «узнает» по интонации маму, папу, бабушку. Это происходит если взрослые разговаривали не только с животиком, но и просто друг с другом. Но вся проблема в том, что чаще современная мама молчит, она часто в сети, а бабушки часто живут отдельно, папа приходит поздно, уставший и тоже уходит в виртуальный мир, или же смотрит телевизор. И все чаще ребенок остается без общения. После рождения ребенка, мамы чаще в социальных сетях, чем в общении с ребенком.
Одной из причин в задержке речевого развития у современных детей в том, что мамы мало общаются с ребенком, мамы все реже поют детям колыбельные, редко читают книжки. Для ребенка огромное значение имеет живое общение и исследование окружающего мира. Современные родители всячески оберегают малыша, и ему редко приходиться обследовать окружающий мир. Ребенку необходимо гармоничное развитие, трогать, хватать, выливать, просыпать, рыть, нюхать, то есть самостоятельно исследовать окружающий мир. Но современным мамам хочется больше спокойствия.
Как только ребенок вырастает до момента, когда может самостоятельно сидеть, ему вручается телефон или включается телевизор, или планшет. Вроде бы ничего плохого: развивающие песенки, мультики, но к сожалению, это не живое общение с ребёнком. Я часто наблюдаю в очереди в поликлинике, в креслах в машинах, в коляске детей с телефоном в руках. Ребёнок занят, значит спокойствие и тишина.
Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным исследований 93% современных детей от 3-5 лет смотрят 4 часа в день. Это примерно в 4 раза больше, чем общение со взрослыми. Это безобидное занятие устраивает не только детей, но и родителей. Ребенок не хулиганит, не пристает, не подвергается риску травматизма, и в тоже время получает впечатления, узнаёт что-то новое. Домашний экран вытеснил бабушкины сказки, прибаутки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом.
Коммуникативная деятельность ребенка очень сильно зависит от родителей. Разговаривают ли они с ребёнком, оставляют ли ему пространство для коммуникативной активности. Если ребёнку уже 2 года, а родители продолжают стараться угадывать и предупреждать все его желания, не ожидая от ребёнка никаких усилий, то и мотивации к говорению будет низкая. Ведь, зачем ребёнку говорить, если и так все хорошо. Уровень взаимодействия с окружающими людьми остается примитивный, а само взаимодействие – пассивное.
Ещё больше снижает мотивацию безмолвные компьютерные игры. Чем
больше ребенок, проводит времени, уткнувшись в экран, тем меньше он учиться накапливать опыт общения.
Это, безобидное, занятие таит в себе серьёзную опасность в отставании в речевом развитии ребенка. Дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, активная речь бедна и примитивна. На сегодняшний день 25% детей страдают нарушением речевого развития. В середине 80-х годов дефицит речи наблюдался у 4% детей. За последние 20 лет возросло число речевых нарушений в 6 раз.
Живое речевое общение является очень важным фактором в развитии речи ребенка. Речь-это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Ребенок должен не только слушать чужие слова, но и отвечать другому человеку. Ребенок сам включается в диалог. Включен не только слухом и артикуляцией, но и действиями и чувствами.
Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное общение со взрослым. Очень важно, чтобы речевые звуки были обращены лично к ребёнку, предполагающие ответ. Иначе эти звуки не побуждают к действиям и не вызывают каких-либо образований.
Современные дети редко используют речь в общении со взрослыми. Гораздо чаще они поглощают программы, которые не требуют от них ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран. Страдает не только речь, но и мышление, воображение. Появляется проблема в социальной адаптации. Приходя в детский сад, малыш совершенно не знает, как общаться с другими детьми. Коллектив становится для него травмирующим фактором, что выливается в ряд поведенческих нарушений (синдром гиперактивности, дефицит внимания). Многим детям очень сложно воспринимать информацию на слух. Они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. То, что они слышат не вызывает у них образов и устойчивого впечатления.
Именно по этой причине детям трудно читать - понимая отдельные слова и короткие предложения. Дети, которые привыкли, или находятся в зависимости от гаджетов не любят читать, им не интересно читать. У них формируется противоестественная для чтения и письма динамика работы глазных мышц. Ребенку трудно фокусировать взгляд и удерживать его на объекте, так как глаза привыкли следить за движением объекта в играх, мультфильмах.
Современные гаджеты влияют негативно на развитие речи ребенка, а также на психическое и физическое развитие ребенка.
«Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения",
-сказал знаменитый писатель Антуан де Сент-Экзюпери.
Общайтесь со своими детьми и будьте счастливы!
Уважаемые родители (законные представители)!
Прием граждан по личным вопросам и в целях подачи заявления для предоставления муниципальной услуги (постановка ребенка на очередь) осуществляется каждый вторник 14.00-19.00, четверг 14.00-17.00 по телефону 69-19-73, по адресу ул. Беловежская д.11. Заведующий: Ю.В.Коростелева